Основной характеристикой инновационного развития компании является стратегическая инновационная активность, которая становится основополагающей для сохранения преимуществ компании среди конкурентов. Под инновационной активностью предприятия следует понимать комплексную характеристику его инновационной деятельности, включающую восприимчивость к новшествам, степень интенсивности и своевременность осуществляемых действий по трансформации новшеств, способность мобилизовать потенциал необходимого количества и качества, способность обеспечить обоснованность применяемых методов, рациональность технологии инновационного процесса по составу и последовательности операций. Другими словами, инновационная активность характеризует готовность к обновлению основных элементов инновационной системы – своих знаний, технологического оснащения, информационно-коммуникационных технологий и условий их эффективного использования (структуры и культуры), а также восприимчивость ко всему новому.
Инновационная деятельность компаний, в конечном счете, способствует экономическому росту и повышению качества жизни его сотрудников. Основными параметрами оценки инновационной деятельности компаний являются инновационный климат и инновационный потенциал, которые позволят определить готовность компании к внедрению инновации.
Целью данной курсовой работы является изучение инновационной деятельности ООО «Агроком»
Задачи исследования:
- изучить теоретические особенности понятия инноваций;
- проанализировать значение инновационного потенциала для организаций;
- дать характеристику исследуемому предприятию;
- провести анализ его инновационного потенциала
- сделать выводы и предложения по совершенствованию инновационной деятельности организации.
Объект исследования – торговое предприятие ООО «Агроком»
Предмет исследования – инновационная деятельность ООО «Агроком»
Методы исследования: эмпирические (метод наблюдения, метод сравнения), мыслительно-логические методы (методы доказательства, анализа, конструирования определений, диалектический подход, системный подход, экспертные, формализованные, графические.
Теоретическая часть работы основывается на трудах следующих отечественных и зарубежных ученых в сфере исследования систем управления, менеджмента и инноваций: Акоффа Р.Л., Антонова В.Г., Анохина П.К., Гвишиани Д.М., Мухина В.И., Румянцевой З.П., Саломатиной Н.А.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Инновационная деятельность организаций
1.1. Значение инноваций в деятельности организации
Сегодня понятие инновации стало весьма модным и повсеместно используется в управленческой практике. Но еще в начале XX столетия оно выглядело довольно смутным и мало что говорило даже теоретикам. Одним из первых, кто обратился к нему в связи с деятельностью организации, был австрийский экономист Й. Шумпетер. В своей книге «Деловые циклы», впервые изданной в 1939 г., он представил инновацию как новую комбинацию факторов производства, то, что вносит в их соотношение такие оттенки, которых прежде не существовало. Правда, там нет явного определения самого термина «инновация», однако недвусмысленно говорится о том, что «инновация комбинирует факторы по-новому», и посредством «внедрения новых комбинаций» преодолевается нынешнее положение дел. [5, с. 45]
Сама конкурентоспособность во многом зависит от инноваций. Но, во-первых, они являются далеко не единственным ее условием. И, во-вторых, рыночные позиции выступают не предметом инноваций – тем, на что они направлены, - а скорее их результатом. Даже если организация непосредственно ставит задачу увеличить свою долю продаж на данном рынке, она сосредоточивает свои усилия на модификации продукта, модернизации оборудования, усовершенствовании технологий и т. д., то есть на обновлении факторов, остающихся в зоне ее прямого доступа. Таким образом, организационные инновации в действительности распадаются на три вида: ресурсные, охватывающие сырье, материалы, комплектующие изделия и т. д.; организационно-технологические, касающиеся методов производства и управления; и продукционные, связанные с предлагаемыми товарами и сопутствующей деятельностью (упаковкой, доставкой, послепродажным обслуживанием и т. д.). Что касается рынков сырья и сбыта, то они должны рассматриваться как сфера приложения инноваций, то, ради чего они совершаются. Трудно не согласиться с тем, что «инновация – трансформация знания в процессы, продукты и услуги – включает в себя нечто большее, чем только науку и технологию». Она предполагает также «распознавание и удовлетворение нужд клиентов». [7, с. 45]
Например, более тесная интеграция с поставщиками позволяет обеспечить доступ к качественному и относительно дешевому сырью, что означает упрочение своего положения на ресурсных рынках и, в конечном счете, усиление возможностей для завоевания клиентов. Даже чисто организационная перестройка отдельных элементов снабжения может дать значительную экономию средств в масштабах организации.
Можно выделить три основные формы возникновения инноваций: технологическая, когда новшество выступает непосредственным результатом опытно-конструкторских, инженерных, социально-организационных и других разработок; функциональная, напрямую ориентированная на желания тех, кто должен стать пользователем новшества (клиентов, партнеров, собственных работников и т. д.); комбинированная, подразумевающая формирование новшества в тесном сотрудничестве с его потенциальными пользователями и привлечение их не просто к его оценке, но и фактически к участию в проработке исходной идеи. Технологическое происхождение новшества означает, что оно вырастает из «конвертации» знания в устройства и операции, способные решить какие-то производственные, организационные или технические проблемы. Иначе говоря, открывается какая-то технологическая возможность, а затем выясняется, к чему ее можно применить. При этом, естественно, практически не принимаются во внимание мнения и предпочтения потенциальных пользователей. Поэтому она далеко не всегда приводит организацию к успеху. Зато, когда такое новшество «резонирует» с их потребностями, организация совершает мощный рывок, позволяющий ей оторваться от преследователей. [9, с. 202]
1.2. Сущность и структура инновационного потенциала организации
В современных условиях быстроменяющийся мир требует от предприятий иных методов управления. Сокращение жизненного цикла продукта, растущие потребности рынка и потребителей заставляют производителей приспосабливаться к изменяющейся конъюнктуре. В выигрыше оказывается тот, кто быстрее всех способен реагировать на перемены в обществе и воплощать в жизнь задуманное, т.е. использовать свой инновационный потенциал. Инновационный потенциал предприятия фактически обеспечивает возможность его дальнейшего развития. Но важным является не только обладание этим фактором, но и способность его эффективно реализовывать.
В настоящий момент в российской экономике наблюдается диспропорция между наличием инновационных возможностей и их реальным воплощением на практике. Немногие предприятия России имеют сильный инновационный потенциал, но еще меньше могут эффективно его использовать. Проблема связана с отсутствием комплексных исследований, методологических разработок и концептуальных подходов к оценке инновационного потенциала и эффективности его использования. В виду этих причин, исследование потенциала предприятия является актуальной задачей. [5, с. 45]
Сложность определения инновационного потенциала обусловлена различным пониманием данного термина учеными и отсутствием комплексных методических исследований в этой области.
Раскрытие сущности понятия «инновационный потенциал» целесообразно осуществлять через определение его составных категорий. Понятие "потенциал" происходит от латинского слова "potentia", которое означает силу, мощь, возможность, способность, существующую в скрытом виде и способную проявиться при определенных условиях. В физике понятие "потенциал" характеризует величину потенциальной энергии в определенной точке пространства. При этом потенциальная энергия – это запас внутренней энергии, которым тело располагает благодаря своему состоянию, или энергия взаимодействия тел системы, определяемая их взаимным расположением в пространстве. В более широком смысле потенциал – это совокупность факторов, имеющихся в наличии, которые могут быть использованы и приведены в действие для достижения определенной цели, результата. При чем потенциал может быть явным и скрытым, используемым или неиспользуемым [1].
Инновация в соответствии с Международными стандартами в статистике науки, техники и инноваций – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам [2, с. 54].
Принимая во внимание вышеизложенное, категорию "инновационный потенциал" вполне можно трактовать как способность системы к трансформации фактического порядка вещей в новое состояние с целью удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей (субъекта-новатора, потребителя, рынка и т.п.). При этом эффективное использование инновационного потенциала делает возможным переход от скрытой возможности к явной реальности, то есть из одного состояния в другое (а именно, от традиционного к новому). Следовательно, инновационный потенциал – это своего рода характеристика способности системы к изменению, улучшению, прогрессу.
Приведем здесь и другие определения понятия инновационного потенциала.
Ряд исследователей считают, что инновационный потенциал предприятия, научно-технической организации – это совокупность научно-технических, технологических, инфраструктурных, финансовых, правовых, социокультурных и иных возможностей обеспечить восприятие и реализацию новшеств, т.е. получение инноваций, образующих единую систему появления и развития в ней идей и обеспечивающих конкурентоспособность конечной продукции или услуг в соответствии с целью и стратегией предприятия. В то же время это «мера готовности» предприятия осуществлять стратегию, ориентированную на внедрение новых продуктов. Вместе с тем, инновационный потенциал включает, наряду с технологическим прогрессом институциональные формы, сопряженные с механизмами научно-технического развития, инновационную культуру общества, восприимчивость его к нововведениям
Таким образом, существуют различные понятия инновационного потенциала. Приведенные определения не раскрывают всей его сущности, а рассматривают лишь некоторые составные части. В связи с этим разнятся подходы к определению структуры инновационного потенциала.
Некоторые исследователи представляют структуру инновационного потенциала как единство трех его составляющих: ресурсной, внутренней и результативной, которые сосуществуют взаимно, предполагают и обуславливают друг друга и проявляются при использовании как его триединая сущность. [6, с. 54].
Ресурсная составляющая инновационного потенциала является своего рода "плацдармом" для его формирования. Она включает в себя следующие основные компоненты, имеющие различное функциональное назначение: материально-технические, информационные, финансовые, человеческие и другие виды ресурсов.
Результативная составляющая выступает отражением конечного результата реализации имеющихся возможностей (в виде нового продукта, полученного в ходе осуществления инновационного процесса). Таким образом, она выступает своего рода целевой характеристикой инновационного потенциала. Важность этой составляющей и целесообразность обособленного выделения подтверждаются тем, что ее увеличение, в свою очередь, способствует развитию остальных составляющих (например, ресурсной). Другими словами, результативная составляющая, сама являясь результатом количественного и качественного изменения, несет в себе потенциальные возможности вывода на новый уровень функционирования как инновационного потенциала, так и системы в целом.
Внутренняя составляющая представляет собой "рычаг", обеспечивающий дееспособность и эффективность функционирования всех предыдущих элементов. В целом указанная составляющая характеризует возможность целенаправленного осуществления инновационной деятельности, то есть определяет способность системы на принципах коммерческой результативности привлекать ресурсы для инициирования, создания и распространения различного рода новшеств.
Структуру инновационного потенциала составляют инновационная инфраструктура предприятия совместно с инновационными возможностями, которые создаются за счет других компонент потенциала. Внутренние факторы превалируют над внешними и при переходе предприятия со стадии выживания на стадию развития существенно увеличивают свой вес [1, 76 с].
Однако вышеуказанное определение структуры инновационного потенциала не раскрывает полностью его сущность.