Введение 3
Глава 1. Теоретические основы инновационного менеджмента
1.1. Содержание понятий «инновации»,
«инновационный менеджмент»
1.2. Формирование стратегической конкурентоспособности
предприятия на основе инноваций
Глава 2. Инновационная деятельность организации ООО «Книлле»
2.1. Характеристика деятельности ООО «Книлле»
2.2. Анализ состояния инновационной деятельности
ООО «Книлле»
Глава 3. Совершенствование инновационной деятельности ООО «Книлле»
3.1. Разработка нового инновационного направления
производства в ООО «Книлле»
Заключение
Список использованной литературы
Инновационная деятельность направлена на использование результата научного исследования или разработки для увеличения и обновления номенклатуры, повышения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии изготовления изделий с целью дальнейшего внедрения и эффективной реализации на рынке.
В тоже время применение инноваций невозможно без управления ими. Для этого необходимо сотрудничество между руководителями организации и инициаторами инноваций. Для надлежащего управления творческими процессами менеджеры должны найти и устранить помехи на пути инноваций, обеспечить мотивацию и создать такие отношения в организации, которые будут поддерживать личную и групповую инновационную инициативу.
Цель управления инновациями - это инициирование, генерирование, контроль новых идеи и управление ими в объемах всей компании и вывод полученных результатов во внешнюю среду.
Целью работы является анализ управления инновационной деятельностью ООО «Книлле»
Задачи исследования:
- определить теоретические основы инновации, инновационной деятельности;
- рассмотреть деятельность предприятия и особенности его деятельности на рынке при внедрении инноваций;
- разработать рекомендации по совершенствованию инновационной деятельностью.
Объектом исследования является организация ООО «Книлле».
Предметом исследования являются процессы управления инновациями в организации и возможность их совершенствования в целях повышения конкурентоспособности.
1. Теоретические основы инновационного менеджмента
1.1. Содержание понятий «инновации», «инновационный менеджмент»
Под инновациями понимается конечный результат внедрения новшества, которое преследует цель совершенствования объекта управления и выражается в получении экономических, социальных, экологических, научно-технических или другого вида эффектов. [2, с. 55]
При этом под новшеством понимается оформленный результат фундаментальных и прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности.
Виды новшеств:
- открытие,
- изобретение,
- патент,
- товарный знак,
- рационализаторское предложение,
- ноу-хау и так далее.
Несмотря на то, что первоначально инвестиции вкладывают в новшество, важнейшей задачей все же является внедрение новшества и превращение его в инновацию, которая даст положительный результат.
То есть, под инновационной деятельностью понимается сам процесс по стратегическому маркетингу, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства, производству и оформлению новшеств, их внедрению (или превращению в инновацию) и распространению в другие сферы (диффузия).
Инновационная деятельность представляет собой сложный процесс трансформации инновационных идей в объект экономических отношений. Практическое использование инновационной идеи приводит к созданию новых или улучшенных изделий и технологий.
Следовательно, создание инновации для компании является одной из главной управленческой задачей. Именно инновации позволяют адекватно реагировать на малейшие изменения на рынке и путем выпуска новой или усовершенствования старой продукции, внедрения новых технологий производства и сбыта, реструктуризации, усовершенствования системы внутрифирменного управления и использования новейших маркетинговых стратегий позволяют выводить компанию на новый конкурентный уровень.
Компании, которые осуществляют в свой деятельности инновации несомненно преследуют целью долговременного эффективного функционирования на рынке. Для достижения этой глобальной цели попутно происходит реализация специфических задач:
- Повышение доли на рынке;
- выход на новые целевые рынки;
- создание имиджа гибкой инновативной компании;
- продление или, наоборот, сокращение ЖЦ товаров основного ассортимента;
- диверсификация деятельности.
К основным функциям инновационного менеджмента относят: планирование, маркетинг, организацию, контроль и анализ эффективности инновационной деятельности. Исходя из перечисленных функций, можно выделить основные этапы (фазы) осуществления инновационного менеджмента:
- сбор и анализ информации;
- постановка целей инновационного процесса;
- разработка общих инновационных стратегий;
- принятие управленческих решений;
- планирование инновационного процесса по фазам;
- организация и оперативное руководство;
- учет и контроль;
- корректировка целей и планов.
Для раскрытия сущности и содержания вышеназванных функций и принципов инновационного менеджмента следует для начала обратиться к классификации инновационных процессов, осуществляемых фирмами.
Исходя из определения инноваций и анализа современной инновационной деятельности компаний, целесообразным представляется выделение следующей методологии классификации инноваций:
- по степени рыночной новизны;
- по причинам проведения;
- по объекту инноваций.
Классификация инноваций по степени рыночной новизны предполагает деление всех нововведений на первичные и вторичные. При этом первичные инновации включают в себя инновации первой волны и инновации второй волны.
Первичные инновации представляют собой результат научных исследований и разработок, производственных усилий и внедрения товаров и услуг на рынок, а также внедрение в процесс производства и сбыта технологических идей, управленческих методов, организационных структур и маркетинговых подходов — принципиально новых для рынка. Под новациями первой волны следует понимать нововведения, основанные на первичном использовании новой идеи, часто явившейся следствием очередного витка научно-технического прогресса. [7, с. 201]
По второму пути идут фирмы, внедряющие инновации, которые можно определить как вторичные. Данного рода нововведения представляют новизну только для фирмы, их инициирующей. Это может быть диверсификация деятельности (расширение номенклатуры товаров и услуг), использование новых для фирмы, но уже применяемых в практике управленческих подходов или технологических идей. В любом случае при данном подходе фирмы экономят значительные средства на фундаментальных и прикладных научных исследованиях, учатся на маркетинговых ошибках новаторов и имеют возможность сконцентрироваться на качестве товаров, расширении ассортиментного ряда и наиболее эффективных методах продвижения в ходе рыночной фазы ЖЦТ.
Классификация инноваций по причинам проведения. Очевидно, что любая инновация вызвана теми или иными факторами. В случае, когда компания вынуждена реагировать на произошедшие в предпринимательской среде изменения и адаптироваться к ним с целью сохранения или возможного усиления эффективности хозяйственной деятельности, имеют место так называемые адаптационные инновации или адаптационные методы управления.
Если же фирма имеет возможности (научные, финансовые, маркетинговые и т. д.) для предвидения возможных перемен во внешней среде, а иногда и для их стимулирования, то осуществляется стратегическое управление, направленное на создание будущих конкурентных преимуществ. Такие инновации можно определить как опережающие.
Опережающие инновации могут, как правило, позволить себе компании, имеющие условия для создания постоянного инновационного климата. В этом случае в рамках организационной структуры фирмы всегда имеется специализированное отделение, служба или целый научно-производственный комплекс, которые частично или полностью финансируются из венчурных фондов и являются генератором новых идей и высокорисковых проектов. Опережающие инновации, как правило, осуществляются компаниями — «технологическими лидерами», имеющими устойчивые рыночные позиции и широкий ассортимент основной продукции.
1.2. Формирование стратегической конкурентоспособности
предприятия на основе инноваций
Ключевую роль в формировании конкурентоспособности на современном этапе играют инновационный потенциал организации и ее инновационное развитие.
Понятие инновационного потенциала впервые было предложено К. Фрименом, согласно которому нововведения представляют собой систему мероприятий по разработке, освоению, эксплуатации и исчерпанию производственно-экономического и социально-организационного потенциала, лежащего в основе новшеств.
К инновационному потенциалу, следовательно, можно отнести предполагаемые или уже мобилизованные ресурсы и организационный механизм, используемые для достижения поставленных целей в области наукоемких технологических процессов, новых видов продукции, а также новых видов услуг. Его возможность в сфере торговли определяется потенциалом предприятия в целом, который включает в себя стратегическую, технологическую, организационную, маркетинговую и другие составляющие.
Под инновационным развитием торгового предприятия понимается совокупность нововведений, обеспечивающих рост конкурентоспособности организации и ее адаптацию к изменяющейся конкурентной среде. В условиях насыщения рынка товарным предложением особенно востребованными становятся методы, ориентированные на систему постоянных инноваций, среди которых выделяются концепции Кайдзен и реинжиниринга, представляющие два подхода к инновациям: постепенный и «большими прыжками». [5, с. 123]
В качестве главных параметров функционирования рыночных процессов в торговле как правило рассматриваются: структура рынка, политика в отношении конкуренции, рыночное поведение, действенность рынка.
Инновации являются одной из важнейших основ для создания конкурентного преимущества предприятия. Это конкурентное преимущество в значительной степени определяется степенью новизны инновации:
- Абсолютная новизна. Аналоги предлагаемому новшеству отсутствуют. Абсолютная новизна фиксируется весьма редко.
- Относительная новизна. Такая новизна определяется относительно выбранного признака или группы признаков. В свою очередь, относительная новизна может быть частной (новыми являются отдельные элементы) или условной (новое сочетание известных элементов).