Для российских предприятий огромный интерес вызывают системы финансового планирования и методы эффективного финансового планирования. Финансовое планирование на сегодняшний день в условиях растущей конкуренции представляет собой необходимый инструмент для управления организацией. При помощи данного инструмента существенно повышается оперативность и качество принимаемых управленческих решений, улучшается ожидаемый результат и контролируются риски деятельности компании. Важной задачей финансового менеджмента на предприятии является управление денежными потоками.
Эффективность работы предприятий в большей части зависит от состояния внутрифирменного финансового планирования. Разные авторы, которые специализируются в данной области ,предлагают большое количество трактовок относительно финансового планирования. У некоторых авторов финансовое планирование сводится к тому, чтобы разработать план, у других авторов - финансовое планирование рассматривается с определения финансовых условий работы организации. В прочих работах, которые посвящены проблемам финансового менеджмента, не приводится понятие финансового планирования, а раскрываются только лишь через цели, задачи, принципы и пр. Это говорит о том, что тема изучения финансового планирования в организациях актуальна.
Выполнение этой задачи возможно с помощью функции организации, планирования, контроля и повышения качества управленческих решений.
Целью курсовой работы является создание в городе Красноярск кафе быстрого питания, где можно попробовать необычайные вафли с разными начинками внутри и выпить ароматный кофе. Создание кафе быстрого питания будет расположено по адресу г. Красноярск ул. Республики 30.
Предметом исследования является финансовое планирование на предприятии.
Целью курсовой работы является изучение основ анализа и разработки бизнес-плана предприятия.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
- Изучение порядка организации планирования на предприятии.
- Рассмотрение понятия, сущности, роли организации финансового планирования на предприятии.
- Проанализировать виды финансовых планов, принципы и методы организации финансового планирования.
- Выявить проблемы финансового планирования
- Сделать выводы и предложить рекомендации по модернизации финансового планирования на предприятии.
Авторы, исследовавшие в своих трудах финансовое планирование и анализ финансового состояния предприятия, чьи труды легли в основу работы – А.Е. Абрамов, В.Р. Банк, П.Н. Брусов, А.И. Деева, В.В. Ковалев, Д.В. Лысенко, Н.В. Никитина, Е.С. Стоянова, А. Самылин, Н.Н. Селезнева и другие.
В качестве методологической основы для проведения исследования применены методы исследования научной литературы, метод описания, методы структурного и сравнительного анализа, системный метод, эмпирический метод.
В качестве информационной базы работы использована научная и методическая литература области финансового менеджмента и финансового анализа, стратегического менеджмента, данные статистики, периодические издания по профилю финансового менеджмента, Интернет ресурсы, проанализирована внутренняя документация и отчетность предприятия
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРИЦИПЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1.Цель, функции и структура бизнес-плана
Бизнес-план - это документ, включающий все основные стороны коммерческой деятельности предприятия: его производственные, коммерческие и социальные проблемы. Он составляется на 3-5 лет с разбивкой по годам, а первый год – по месяцам. В отличие от директивного плана он не принимает законодательного характера, регулярно корректируется в зависимости от конъюнктуры рынка, и, таким образом, адаптируется к непредсказуемым рыночным ситуациям.
Бизнес-план представляет собой специальный инструмент управления, широко используемый практически во всех областях современной рыночной экономики независимо от масштабов и сферы деятельности предприятия, формы собственности. Это документ, в котором изложены организационные, производственные и рыночные аспекты предлагаемого бизнеса, а также представлены плановые расчеты объемов производства, вкладываемых инвестиций и получаемых финансовых результатов. [1]
Составление бизнес-плана имеет существенное значение для предприятий в тех случаях, когда у них недостает собственных финансовых ресурсов для выполнения того или иного их проекта. В этих случаях данный документ является одним из основных, который необходим предприятию для обращения к другим инвесторам с просьбой привлечения их финансовых ресурсов для финансирования данного проекта или в банк, для получения на данную цель заемных средств, для определения объемов и разработки стратегии финансирования. При этом в качестве инвесторов могут выступать банки, другие юридические лица, а также физические лица.
Бизнес-план оценивает перспективную ситуацию как внутри фирмы, так и вне ее. Он необходим руководству фирмы для ориентации в условиях акционерной собственности и, в определенной мере, при создании обществ. Именно при помощи бизнес-плана руководство фирмы принимает решение, какая часть прибыли остается в деле для накопления, а какая – распределяется в форме дивидендов между акционерами. Бизнес-план используется при обосновании мероприятий по совершенствованию и развитию организационно-производственной структуры фирмы, в частности для обоснования уровня централизации и ответственности.
Бизнес-план является одним из основных равных документов, определяющих стратегию функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. Реализация стратегии основывается на широких инвестиционных программах, составленных как целая система взаимосвязанных технических, организационных и экономических изменений на определенный период времени.
В связи с тем, что бизнес-план представляет собой результат исследования и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на:
- конкретный пример производства определенного товара (услуг) – создание типа изделий или оказание новых услуг;
- всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности, целью которого является выделение ее слабых и сильных сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;
- изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.
Цели бизнес-плана можно рассматривать как желаемое положение предприятия. Как правило, сначала определяются общие цели, потом выделяются конкретные, которые означают промежуточные этапы в достижении общей цели. Цели субъективны и в этом понятии они не могут быть правильными или неправильными.[2]
Для вхождения в рынок нового предприятия ему нужны исследования положения самого рынка и конкретной рыночной ситуации. Бизнес-план охватывает как внешние, так и внутренние цели. Основная внешняя цель заключается в том, чтобы определить будущих партнеров и кредиторов в успехе дела. Главная внутренняя цель бизнес-плана – быть основой управления предпринимательской деятельностью. Конкретные цели раскрывают содержание и особенности плановых подходов, особенности самого предприятия, специфику его деятельности.
Основные функции бизнес-плана показаны в таблице 1.1.1.
Бизнес-план позволяет решать целый ряд задач, но основными из них являются следующие:
- основание экономической целесообразности и направлений развития фирмы;
- расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал;
- определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии, т.е. способ концентрации финансовых ресурсов;
- подбор работников, которые способны реализовать данный план.
Каждая задача плана может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-плана – концентрация финансовых ресурсов для решения стратегических задач. Именно бизнес-план – важное средство для увеличения капитала фирмы. Процесс составления бизнес-плана позволяет тщательно проанализировать начатое дело во всех деталях. Бизнес-план служит основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами; он играет важную роль при приглашении на работу основного персонала фирмы.
На пути образования какого-либо дела встает ряд существенных проблем, каждая из которых может стать причиной образования проблемной ситуации. К ним относятся: организация управления, накопление капитала, разработка и маркетинг продукта, поддержка на необходимом уровне валовой прибыли и защита бизнеса от нежелательного влияния. По статистике 75% всех начинаний в бизнесе являются неудачными в первые годы.
Большинство проблем могут быть решены путем глубокой разработки планов. Постоянное уточнение бизнес-плана с целью приведения его к условиям, которые изменяются, усиливают возможность его использования как критерия оценки фактических результатов деятельности фирмы.
Изучение фактических результатов работы сравнительно с бизнес-планом дает возможность выявить сильные и слабые стороны организации, которые можно использовать, чтобы избежать отклонения, намеченного планом от того, что выявилось на практике.[3]
Фирмы, которые работают в стабильной ситуации и производят товар для уже существующего рынка, при увеличении объема производства разрабатывают бизнес-план, направленный на усовершенствование производства и поиск путей снижения его затрат. Но все фирмы постоянно рассматривают способы, относительно модернизации продукции или услуг, которые производятся. Фирмы, которые производят продукцию в условиях постоянного риска, прежде всего систематично работают над освоением новых видов продукции, переходом на производство товаров новых видов поколений и продолжением их жизненного цикла.
За счет четко выраженных конечных целей разработанного бизнес-плана вся деятельность бизнеса достигает целенаправленности, что позволяет направить энергию и действия предпринимателей в оптимальное русло. Подготовив бизнес-план, предприниматель получает инструмент контроля управления, что обеспечивает постепенное продвижение предприятия к намеченной цели.
Бизнес-план не является постоянным документом: он систематично обновляется, в него вносятся изменения, которые происходят внутри фирмы, изменения на рынке, в экономике в целом.
Как результат исследований и организационной работы, которая имеет цель изучения конкретного направления деятельности фирмы на определенном рынке в организационно-экономических условиях, бизнес-план основывается на:
- конкретном проектировании производства определенного товара, образования нового типа изделий или новых услуг;
- анализе производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации, целью которого является выделение ее слабых и сильных сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;
- изучении конкретных финансовых, технико-экономических организационных механизмов, которые используются в экономике для реализации конкретных задач.
Особенностью бизнес-плана как стратегического документа является его сбалансированность по определенным задачам с учетом реальных финансовых возможностей фирмы. Для того, чтобы бизнес-план был принят, он должен быть обеспечен необходимыми финансовыми ресурсами.