Введение
ГЛАВА 1. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Проблемы нормативного регулирования обращений граждан
1.2. Особенности субъектного состава лиц, реализующих право на обращение
ГЛАВА 2. ПРОИЗВОДСТВО ПО ОБРАЩЕНИЯМ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (ПОЛИЦИИ)
2.1. Выполнение административных процедур по рассмотрению обращений граждан в системе функций полиции
2.2. Правовые аспекты рассмотрения обращений граждан органами внутренних дел
Заключение
Список источников
Обращения граждан являются формой непосредственного управления делами государства и одним из способов контроля над публичным управлением, осуществляемым государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами. Действующее законодательство, устанавливающее порядок рассмотрения обращений граждан, несмотря на предпринятые в последнее время законодателем шаги по более детальной правовой регламентации соответствующих правоотношений, не представляет собой стройной системы правовых норм, которые бы всесторонне, комплексно и полно включали бы в свое содержание административно-процедурные элементы.
Нарастающий поток обращений граждан в различные инстанции отражает, с одной стороны, их социальную активность, доверие к политическим институтам государства, а с другой – определенные негативные явления, несовершенство организации рассмотрения обращений, пробелы в действующем законодательстве.
За счет обеспечения и совершенствования взаимодействия органов внутренних дел с гражданами в рамках реализации данного неотъемлемого права возможности населения в формировании гражданского общества расширяются, создается прозрачность работы государственных органов, что способствует ослаблению бюрократических барьеров на территории России. Таким образом, рассматриваемое право граждан на обращение выступает каналом обратной связи между государством и обществом.
Человек, его права и свободы в демократическом правовом государстве составляют высшую социальную ценность. Их обеспечение и защита являются важнейшими функциями правового государства.
Права граждан на обращение в органы публичной власти закреплены в конституциях многих стран мира, также идет процесс их обеспечения нормами международного права. При этом обращается серьезное внимание на обеспечение реальной возможности обжалования действий и решений органов государственной власти и их должностных лиц, нарушающих права граждан как на национальном, так и на межгосударственном уровнях.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся при осуществлении должностными лицами полиции производства по обращениям граждан, а также их сложно-структурированное содержание и особенности.
Предмет исследования составляют: административно-процедурные аспекты реализации права граждан на обращение в органы внутренних дел; структура и значение института обращений граждан, его роль в системе публичного управления; основные проблемы правового регулирования реализации права граждан на обращение; научно-теоретическая база и нормативно-практическая основа функционирования производства по обращениям граждан в системе ОВД.
Целью курсовой работы является комплексный теоретический анализ отношений, складывающихся при реализации гражданином права на обращение в органы полиции.
Указанная цель обусловила постановку следующих задач: 1) выявить и рассмотреть проблемы нормативного регулирования обращений граждан; 2) выявить особенности субъектного состава лиц, реализующих право на обращение; 3) провести анализ выполнения административных процедур по рассмотрению обращений граждан в системе функций полиции; 4) рассмотреть правовые аспекты рассмотрения обращений граждан органами внутренних дел.
Структура курсовой работы строилась в соответствии с поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка источников.
ГЛАВА 1. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Проблемы нормативного регулирования обращений граждан
Ст. 33 Конституции РФ[1] гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Таким образом, Конституция в зависимости от субъекта волеизъявления называет индивидуальные и коллективные обращения. Однако федеральное законодательство не содержит дефиниций указанных разновидностей обращений, равно как не содержит и регламентации особенностей подачи и рассмотрения групповых волеизъявлений. Не отражает оно и специфики волеизъявлений «новых» субъектов права на обращение – объединений граждан и юридических лиц. Вместе с тем на практике возникает множество вопросов, связанных с их рассмотрением.
В зависимости от субъекта волеизъявления надлежит выделять:
1) индивидуальные обращения граждан;
2) коллективные обращения граждан;
3) обращения организаций. Несмотря на традиционность названных видов обращений (особенно первых двух), в юридической науке их общепринятые определения отсутствуют.
Индивидуальное обращение – это волеизъявление одного гражданина (устное или письменное), направленное одному адресату вне зависимости от количества лиц, в отношении которых предполагается наступление юридически значимых последствий. Иными словами, индивидуальность или коллективность обращения зависит не от содержания, а от его формы, а именно от субъекта волеизъявления, которым при индивидуальном обращении выступает отдельный гражданин.
Термин «гражданин» охватывает не только лиц обладающих гражданством РФ, но и иностранных граждан, и лиц без гражданства. Подобная ситуация стала возможна благодаря ч. 3 ст. 62 Конституции РФ и ст. 4 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[2], согласно которым иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, если иное не указано в законе.
В советской науке отдельные авторы, занимавшиеся проблематикой обращений граждан, утверждали: «…Хотя по существу возможность подачи жалобы иностранными гражданами у нас не ограничивается, однако такое право никакими актами не предусмотрено…»[3]. Аналогичный подход можно было встретить и в более поздних, уже российских, исследованиях. По мнению Н.Ю. Хаманевой: «статья 33 Конституции Российской Федерации наделяет правом на обращение только граждан Российской Федерации. Вместе с тем на практике этим правом пользуются иностранцы и лица без гражданства…»[4].
«Весьма странно выглядит лишение иностранцев права на обращение при предоставлении им политического права на объединение»[5].
Правильной представляется позиция Ю.Н. Алистратова: «…принцип всеобщности означает, что любое физическое лицо в соответствии с российским законодательством обладает правом на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления за исключением случаев, установленных законом и нормами международного права. Эти изъятия касаются тех обращений, которые носят политический характер, субъектами которых выступают исключительно граждане Российской Федерации, или противоречат международно-правовым обязательствам России…»[6]. Аналогичной позиции придерживается И.А. Кравец, который выводит всеобщность права на обращение из принципа национального режима[7]. Несколько иной подход предлагает С.А. Широбоков, который считает, «что право обращения присуще иностранным гражданам и лицам без гражданства в отношении личных, социальных, экономических, духовных и культурных прав на основании п. 2, п. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации. Что же касается политических прав, то вряд ли в полной мере необходимо наделять иностранных граждан правом обращения»[8].
В настоящий момент универсальные акты, устанавливающие ограничения права на обращение для не граждан РФ, отсутствуют. Даже в тех случаях, когда иностранец не обладает субъективным правом, о реализации которого просит, он не лишен возможности подать соответствующее заявление, а органы власти обязаны принять обращение и дать на него пусть отрицательный, но мотивированный ответ[9].
Коллективное обращение это волеизъявление двух и более граждан по одному предмету, сформулированное в едином документе или на личном приеме группой граждан. Как уже было отмечено выше, и Конституция России, и Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»[10] упоминают коллективное обращение, но не содержат его определения и не регламентируют специфики, связанной с его направлением и рассмотрением, которая присутствует на практике. Указанный пробел попытались восполнить некоторые субъекты Федерации.
Так, под коллективным обращением граждан в Нижегородской области понимается письменное обращение двух и более граждан по общему для них вопросу, а также обращение, принятое на публичном мероприятии (собрании, митинге, демонстрации, шествии, пикетировании) и подписанное организатором, либо участниками публичного мероприятия, либо уполномоченным (уполномоченными) на данном публичном мероприятии лицом (лицами)[11]. Похожее определение предлагает законодатель Московской области, где «коллективное обращение – обращение двух и более граждан по общему для них вопросу, а также обращение, принятое на митинге или собрании путем голосования (подписанное инициаторами коллективного обращения) или путем сбора подписей»[12].