В течение производственного процесса субъектами хозяйствования с целью выпуска продукции, выполнения работ и оказания услуг используются орудия и предметы труда. В отличие от внеоборотных активов, эти материальные ресурсы в основном используются полностью во время одного цикла. Стоимость их целиком переносится на товары (работы или услуги).
Материальные ресурсы – это предметы труда, которые применяются в производстве, подразделяющиеся на материалы основного и вспомогательного типа, комплектующие и полуфабрикаты, энергию и топливо, используемые на технологические потребности. Эти ценности служат предметами, на которые направляется человеческий труд, конечной целью их является изготовление продукции, выполнение работ и оказание различных услуг.
Рациональное использование материальных ресурсов предусматривает их усовершенствование и поиск наиболее целесообразных методов их производства и переработки. Рациональное использование материальных ресурсов предусматривает комплекс мероприятий, направленных на повышение и более полное использование потребительских свойств продукции, технико-экономического и организационного уровня ее производства и потребления. Причем процесс рационализации потребления материалов основан на мероприятиях межотраслевого и народнохозяйственного, реже отраслевого и внутрипроизводственного уровней.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что от анализа материальных ресурсов зависит эффективность деятельности предприятия. Сырье, материальные ресурсы, топливо и энергетические ресурсы являются важной составной частью национального богатства страны. Повышение эффективности использования материальных ресурсов имеет большое значение как для экономики отдельного предприятия, так и для государства в целом.
Целью курсовой работы является изучение материальных ресурсов на примере ООО «Крона».
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие материальных ресурсов и их классификацию;
- изучить показатели эффективности использования материальных ресурсов;
- проанализировать обеспеченность ООО «Крона» материальными ресурсами;
- оценить показатели эффективности использования материальных ресурсов.
Объект исследования – ООО «Крона».
Предмет анализа – материальные ресурсы предприятия.
Методологическую основу курсовой работы составили такие методы, как изучение и анализ научной литературы, так же изучение и анализ отечественной практики, статистический, аналитический.
1. Характеристика предприятия
Завод «Крона» успешно занимается научно-исследовательскими разработками и маркетинговыми исследованиями в области производства оборудования, сортировки и переработки отходов с 1995 года.
ООО «Крона» расположен на пересечении железнодорожных магистралей в 110 км от Нижнего Новгорода и в 410 км от г. Москва. В 1999 г. было запущено серийное производство основной на сегодняшний день продукции предприятия: гидравлических пакетированных прессов для ТБО.
Основные виды продукции и услуг:
- гидравлические пакетированные прессы для отходов и вторичных ресурсов. Линии сортировки и прессования ТБО производительностью от 10 до 100 тыс. тонн в год;
- разработка и внедрение энергосберегающих гидроприводов. Изготовление специальных гидравлических прессов и нестандартного оборудования по заданным параметрам;
- гидроцилиндры поршневые для любого оборудования: ход штока до 3000 мм., диаметр трубы до 300 мм, номинальное давление до 320 бар. Проектирование и изготовление по современным итальянским технологиям;
- сервисное обслуживание, ремонт и модернизация гидравлических прессов на территории РФ;
- литейное производство. Изготовление отливок из чугуна и стали весом до 10 тонн.
Изучаемое предприятие имеет линейную организационную структуру управления.
Рисунок 1 - Организационная структура управления ООО «Крона»
Управление деятельностью ООО «Крона» осуществляется генеральным директором.
Главная задача бухгалтерии - способствовать достижению положительных результатов хозяйственной деятельности. Бухгалтерия полностью ведет бухгалтерский учет на предприятии.
Основная функция отдела кадров на предприятии – подбор персонала и постоянная работа с коллективом.
Конструкторский отдел осуществляет единую политику предприятия в области конструкторских разработок, подготавливает предприятия к производству новой продукции, обеспечивает высокой конкурентоспособности разрабатываемой продукции.
Технологический отдел - это подразделение, отвечающее за технологические ресурсы компании. Технологический отдел оказывает помощь отделу сбыта в следующих вопросах:
- разработка новых продуктов;
- управление системой контроля качества;
- методы управления технологическими процессами.
Отдел продаж – один из наиболее важных в структуре организации, так как от действий его сотрудников и руководителя в конечном счете зависит рентабельность компании.
Отдел продаж – это отдел, главная цель которого состоит в увеличении количества продаж товаров или услуг.
К задачам отдела сбыта товаров относят:
- продвижение конкурентоспособной продукции на рынок;
- обеспечение качественного сервиса, обучение обслуживающего персонала;
- всесторонняя поддержка отдела рекламы.
Целью отдела рекламы предприятия является разработка рекомендаций по обоснованию и проведению рекламной деятельности предприятия, включая:
1) работу с рекламируемой продукцией,
2) взаимодействие с различными подрядчиками (исследовательским, рекламными и прочими компаниями),
3) участие в программе маркетинга предприятия.
Отдел рекламы играет заметную роль в разработке товарных знаков, торговых марок, комплексов фирменного стиля, заботится об их правовой защите, участвует в разработке программ брендинга. Организация производства исходных рекламных материалов, обеспечение рекламной продукцией всех подразделений и служб предприятия - неотъемлемая обязанность отдела рекламы.
Основное производство – это производство всех видов товаров и услуг на предприятии. Вспомогательное производство на ООО «Крона» это:
- транспортный, выполняющий функции погрузки–разгрузки, различные транспортные работы, сопровождение и экспедицию сопровождение грузов в пути, а также функцию обслуживания транспортных средств и т.д.;
- ремонтный, обеспечивающий монтаж, обслуживание, модернизацию, основных средств, а также изготовление, восстановление строительных деталей, запасных частей и различных конструкций.
Проанализируем основные технико-экономические показатели деятельности ООО «Крона» за 2013-2015 гг.
Таблица 1 – Основные экономические показатели, тыс. руб.
№ п/п
|
Показатели
|
Годы
|
Абсолют-ное изме-нение
|
Темп роста, %
|
2014
|
2015
|
гр. 2 – :
– гр.1
|
гр. 2 :
: гр.1 · 100
|
А
|
Б
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
Выручка от продажи товаров
|
9103948
|
9480492
|
376544
|
104,14
|
2
|
Объём производства
|
9131846
|
9692081
|
560235
|
106,13
|
3
|
Стоимость основных средств
|
3639675
|
4536964
|
897289
|
124,65
|
4
|
Фондоотдача
стр. 2 : стр. 3
|
2,509
|
2,136
|
-0,373
|
85,14
|
5
|
Затраты на производство и реализацию продукции
|
8444773
|
8596357
|
151584
|
101,80
|
6
|
Среднесписочная численность работников
|
118
|
122
|
4
|
103,39
|
7
|
Производительность труда
стр. 2 : стр. 6
|
77388,53
|
79443,29
|
2054,76
|
102,66
|
8
|
Фонд оплаты труда
|
32220
|
33755
|
1535
|
104,76
|
9
|
Средняя заработная плата работника
стр. 8 : стр. 6
|
273,05
|
276,68
|
3,62948
|
101,33
|
10
|
Прибыль от продаж
стр. 1 – стр. 5
|
659175
|
884135
|
224960
|
134,13
|
11
|
Чистая прибыль
|
3502
|
73088
|
69586
|
2087,04
|
12
|
Стоимость всего капитала
|
619408
|
841914
|
222506
|
135,92
|
13
|
Рентабельность капитала
стр. 11 : стр. 12
|
0,006
|
8,681
|
8,676
|
153546,18
|
Данные табл. 1 показывают, что объем реализации продукции увеличивается из года в год, и к концу анализируемого периода составил 9480492 тыс. руб. Выручка от реализации также увеличивается. Рентабельность продукции и рентабельность производства увеличилась.