Во все времена хищения чужого имущества были и остаются самыми распространенными преступлениями. По статистике хищения занимают в настоящее время значительное место в структуре преступности России, определяя ее количественную сторону. Их доля составляет более 50% от всех совершенных преступлений. При этом следует отметить высокую степень латентности отдельных видов хищений. Официально регистрируется таких преступлений значительно меньше, чем совершается, поскольку сами потерпевшие зачастую не хотят обращаться в правоохранительные органы, полагая, что преступника все равно не изобличат. В связи с этим борьба с хищениями является актуальной задачей современного уголовного законодательства и привлекает внимание как практических работников правоохранительных органов, так и теоретиков в области уголовного права. Особую опасность среди преступлений представляют грабежи, так как при их совершении у преступников увеличивается степень решительности и уверенности в достижении преступного результата, проявляется большая жестокость по отношению к потерпевшим. Эти преступления вызывают большой общественный резонанс, а их несвоевременное раскрытие формирует негативное общественное мнение о деятельности органов внутренних дел.
Актуальность исследования преступлений против собственности помимо того, что все еще существует масса проблем их понимания, толкования и квалификации, в значительной степени определяется печальной статистикой этих преступных посягательств. Большинство преступлений, совершаемых в России, - это преступления против собственности (Приложение № 1).
Существует значительного число работ, авторы которых специально рассматривали преступления против собственности в том числе грабежи, в качестве объекта своего исследования. Значительное внимание разработке указанного института было уделено представителями правовой науки: А. Г. Безверховым, Г.Н. Борзенковым, А, В. Бриллиантовым, Л. Д. Гаухман, Л, В. Лебедевым, Н. А. Лопашенко, И. И. Чучаевой и многими другими российскими исследователями.
Целью данной работы является разработка проблем, связанных с изучением института уголовной ответственности за вымогательство.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) дать общую характеристику преступлений против собственности; 2) проанализировать юридические грабежа; 3) обозначить актуальные проблемы квалификации грабежей возникающие в теории и судебной практике и определить пути их решения.
Правовую основу работы составили Конституция Российской федерации1, Уголовный кодекс Российской Федерации2, федеральные законы Российской Федерации, а также подзаконные нормативные правовые акты.
Структура работы определена кругом исследуемых проблем, ее целями и задачами и состоит из введения, трех глав, которые подразделяются на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ
1.1. Понятие и общая характеристика преступлений против собственности по действующему законодательству РФ
Действующее законодательство обособляет группу преступлений против собственности путем размещения их в гл. 21 разд. VIII «Преступления в сфере экономики». Вместе с тем их нормативного определения уголовный закон не содержит.
В теории уголовного права к этому вопросу можно выделить два подхода. Так, высказывается мнение, что отсутствует какая-либо необходимость в формулировке не только законодательного, но и научного определения преступления против собственности, поскольку содержание этого понятия вытекает из самого названия гл. 21 УК РФ. «Остается лишь, - пишет Г.Н. Борзенков, - определить собственность как родовой объект названной группы преступлений»1. Сторонники иного подхода полагают, что формулировка общего понятия преступлений против собственности может быть дана с указанием на иные, помимо объекта, признаки.
В юридической науке «собственность», прежде всего, изучается с точки зрения объекта правового регулирования и охраны. В соответствии с этим в доктрине разработано множество подходов в определении ее содержания. Например, одни ученые рассматривают ее как правовую категорию, вкладывая в нее цивилистическое содержание, другие берут за основу ее экономическое содержание, третьи объединяют первое и второе2.
В настоящее время реальная действительность свидетельствует о том, что собственность выходит за рамки традиционных вещных отношений и переходит в иные имущественные отношения, в нематериальные сферы (финансовый капитал, акции, бездокументарные ценные бумаги), в высокотехнологичные сферы, связанные с использованием Интернета (интернет-имущество, интернет-деньги, программное обеспечение, интернет-сайты и т.п.), электронных технологий (электронная коммерция), имущественных прав, информации и др1.
В современной учебной литературе преступления против собственности определяются иногда как «умышленные или неосторожные деяния, соединенные с нарушением права владения либо с иными способами причинения собственнику имущественного ущерба или с созданием угрозы причинения такого ущерба»2. По мнению других ученых, это «умышленные и неосторожные общественно опасные деяния, запрещенные гл. 21 УК РФ, посягающие на собственность и причиняющие ущерб».
Обращает на себя внимание то, что предлагаемые в теории определения преступлений против собственности выстраиваются обычно на основе следующих признаков, присущих всей совокупности отдельных видов преступлений, описание которых дается законодателем в гл. 21 УК РФ: указание на а) собственность как объект посягательства, б) причинение ей (или собственнику) ущерба в реальном или потенциальном виде, а также в) форму вины.
Примечательно, что за рамками предлагаемых определений обычно остаются характеристики мотивов деяний, способов причинения ущерба, характер самого вреда и его содержание. Это не случайно потому, что они не однотипны для отдельных видов посягательств против собственности. Следовательно, для сведения преступлений против собственности в одну (общую) группу должно быть выявлено то общее, которое характерно для всего этого класса преступлений. С другой стороны, видовые их особенности и индивидуальные различия могут служить основанием для классификации преступлений против собственности1.
Так, предлагается все преступления против собственности подразделять на корыстные и некорыстные. Такое деление связано с различиями в содержании субъективной стороны отдельных составов преступлений, входящих в рассматриваемую группу.
К совокупности корыстных преступлений обычно относят кражу, мошенничество, мошенничество, предусмотренное в ст. ст. 159.1 - 159. 6 УК РФ, присвоение или растрату, грабеж , разбой , вымогательство, хищение предметов, имеющих особую ценность. Составы корыстных преступлений отличаются наличием в структуре их субъективной стороны признака, именуемого словом «корысть». В юридической литературе этот феномен именуют обычно корыстным мотивом, а в УК РФ - корыстной целью. В русском языке термин «корысть» означает выгоду, материальную пользу2. Сами корыстные преступления, в свою очередь, подразделяются на хищения и корыстные преступления, не связанные с хищением, т.е. не содержащие всех его признаков.
В литературе предлагаются и иные варианты классификации преступлений против собственности. Однако общим для них является выделение в особую подгруппу хищений как «корыстных преступлений, связанных с неправомерным извлечением имущественной выгоды» (ст. ст. 158 - 162, 164). Наряду с хищениями различают иные преступления, также направленные на извлечение имущественной выгоды (ст. ст. 163, 165), и преступления, не связанные с ее извлечением (ст. ст. 167, 168). Отличается классификация преступлений против собственности, предложенная А.И. Бойцовым. Он подразделяет все преступления, предусмотренные гл. 21 УК РФ, на два вида с учетом предмета посягательства:
1) преступления против собственности, предметом посягательства которых являются объекты внешнего (материального) мира, т.е. вещи (включая деньги и ценные бумаги): а) кража , мошенничество, присвоение или растрата, грабеж , разбой , хищение предметов, имеющих особую ценность, умышленное или по неосторожности уничтожение или повреждение имущества;
2) преступления против собственности, предметом которых могут оказаться не только вещи, но любое имущество (в том числе имущественные права), а также другие объекты гражданских прав (работы и услуги, информация, охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и исключительные права на них): вымогательство, причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения1.
Действительно, в гражданском праве понятие «имущество» включает в себя не только вещи как физическую субстанцию. В гражданско-правовой интерпретации имуществом считаются также имущественные права. По мнению цивилистов, иные объекты гражданских прав (работы, услуги, интеллектуальная собственность) к категории имущества не относятся2. Между тем в действующей редакции 163 УК РФ в качестве предмета посягательства называются «чужое имущество, или права на имущество, или совершение других действий имущественного характера». Это обстоятельство побуждает специалистов с критических позиций оценивать редакции ст. ст. 159 и 163 УК РФ и признать проблему классификации преступлений против собственности актуальной.
Исходя из характеристики признаков объективной стороны составов преступлений против собственности их принято иногда делить на насильственные и ненасильственные. Г.Н. Борзенков подчеркивает, что применительно к хищениям такое деление позволяет избежать многих ошибок в их квалификации, поскольку на практике способу изъятия имущества «иногда придается более существенное значение, нежели факту применения насилия».