Введение
1. Эстетика даосизма в трактовке Лао-цзы Прекрасное как идеальное воплощение через путь (дао) совершенного бытия мужского (ян) и женского (инь)
2. Учение Конфуция о красоте и гармонии. Искусство как средство морального воздействия и совершенствования человека
Заключение
Список использованной литературы
Философские, этические и эстетические воззрения Китая зародились в глубокой древности. Начиная с VI вв. н.э. в Китае складываются философские учения, которые в дальнейшем оказали значительное влияние не только на культуру этой страны, но и на культуру всего мира. Все китайские философские учения VI – III веков до н.э., как и более поздние, вплоть до I века н.э. озабочены проблемой совершенства природы и человека. Одни из них видят путь к усовершенствованию в подражании идеально устроенной природе, другие – в воспитании идеального члена общества, устремленного к «общему благу» наподобие старых эпических героев. Поэтому в китайской философии не исчезает ни образ прекрасного космоса, ни образ прекрасного эпического героя, только то и другое здесь получает свое специфическое обоснование, обусловленное в первую очередь новыми социальными условиями. Теперь это не родовая эпоха и даже не период ее разложения и создания раннего го¬сударства, а это время расцвета государственных отношений и назревания в их чреве явлении, которые приведут к образованию в П1 веке до н.э. в Китае империи. Старые представления остаются в основе, но они переосмысляются, трансформируются до неузнаваемости, отвечая новым потребностям.
Основной целью китайской философии становится выяснение причин, делающих мир прекрасным и обеспечивающих идеальное общест¬венное устройство. Поскольку речь идет о совершенном предмете, постольку в целом это есть попытка исследования прекрасного. Наряду со значительными открытиями в области общей философии этот анализ привел к открытиям и в области эстетики, надолго определившим пути эстетической мысли в Китае.
Среди многочисленных школ и направлений, которыми так богата жизнь Китая VI – П1 веков до к. э., особое место принадлежит двум школам – Лаоцзы и Конфуция, то есть даосизму и конфуцианству. Как даосизм, так и конфуцианство озабочены поисками общественного идеала, однако направление их поисков совершенно различно. Центральной частью даосизма является учение о мире. Все остальное – учение об обществе и государстве, теория познания, теория искусства (в ее древнем виде) – исходит из учения о мире. В центре конфуцианской философии – человек, в его общественных связях, человек как основа незыблемого спокойствия и порядка, идеальный член общества. Иными словами, в конфуцианстве мы всегда имеем дело с этико-эстетическим идеалом, в то время как для даосизма нет ничего прекраснее космоса и природы, а общество и человек настолько прекрасны, насколько способны уподобиться красоте объективного мира.
В данной работе мы рассмотрим эстетические воззрения на природу и общество двух великих китайских мыслителей – Лаоцзы и Конфуция.
1. Григорьева Т.П. Дао и Логос. – М.: Наука, 1992.
2. Древнекитайская философия. Собрание текстов: в 2-х т. Т. 1. – М.: Мысль, 1972.
3. Древнекитайская философия. Собрание текстов: в 2-х т. Т. 2. – М.: Мысль, 1972.
4. История эстетической мысли: В 6-ти т. Т. 1. – М.: Искусство, 1982.
5. Конфуций. Уроки мудрости. – М.: ЭКСМО, 2014.
6. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. – М.: Высшая школа, 1984.