Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы «серого» импорта
1.1. Понятие «серого» импорта
1.2. Особенности «серого» импорта в России
ГЛАВА 2. Статистический анализ «серого» импорта в России
2.1. Структурный анализ «серого» импорта
2.1. Анализ «серого» импорта методом коэффициентов
2.1. Анализ «серого» импорта индексным методом
Заключение
Список использованной литературы
Тема данной курсовой работы статистика «серого» импорта.
Последнее десятилетие в России отличается бурным развитием внешней торговли, ростом объёмов импортно-экспортных операций, активизацией предпринимательской деятельности.
В этих условиях таможенные органы призваны всемерно содействовать этим процессам, создавая равные условия работы для всех участников ВЭД.
Одной из самых больших проблем современной экономики является проблема "серого" импорта, с которым борются на протяжении длительного времени, но который продолжает процветать благодаря коррумпированности чиновников и несовершенству законов, нанося колоссальный ущерб госбюджетам и, в конечном итоге, гражданам различных стран мира.
Нынешний механизм борьбы с "серым" импортом должен быть существенно усовершенствован. Впрочем, не подлежит сомнению и то обстоятельство, что криминалу в масштабах всей страны стыдливо называемому "серым" импортом, должен всё же быть положен конец.
На сегодняшний день в импорте, как и во всей экономике РФ, происходят существенные изменения. Если раньше внешнеэкономическая деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной сферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась: Российская Федерация пошла по пути либерализации внешней торговли, открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов.
Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары наиболее конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке.
Именно поэтому важно оценить эффективность таможенного контроля воза товаров «серого импорта», дать общую характеристику этому понятию, а также проанализировать ситуацию на Российском рынке.
Целью курсовой работы является на основе изучения теоретических основ статистики таможенного дела, а также анализа их показателей обосновать перспективы развития контроля ввоза товаров, которые подлежат недостоверному декларированию, выявить факторы, влияющие на него.
В связи с целью, поставлены и решены следующие задачи:
– дать понятие серому импорту;
- раскрыть проблемы «серого» импорта и пути их решения;
- сделать вывод по проведённым расчётам.
Предметом курсовой работы является таможенная статистика, объектом статистика «серого» импорта.
глава 1теоретические основы «серого» импорта
1.1 Понятие и сущность «серого» импорта
Под серым импортом понимается товар, который ввезен в страну по неофициальным каналам, с занижением тарифных платежей за счет недостоверного декларирования, растаможенный с нарушениями таможенного кодекса и не имеющий гарантийного талона продавца, подтверждающего качество изделия и право потребителя на гарантийное и сервисное обслуживание. В данном случае искусственно занижается таможенная оценка товара, уменьшается налогооблагаемая база и вместе с ней – себестоимость товара. Серый импорт с точки зрения Таможенного и Уголовного кодексов - это та же контрабанда, закамуфлированная под легальный ввоз товара. [13]
На черно-белом фоне абсолютным лидером являются серые схемы ввоза импорта. Эти схемы, экономя на таможенных платежах, “облегчают” цену товара, делая его доступным для российского потребителя. [4] Происходит это за счет увязывания воедино следующих участников:
1) Продавец товара – это чаще всего крупная зарубежная компания, которая может и не знать, что сделка осуществляется с нарушением закона;
2) Российский банк, обеспечивающий перевод необходимой суммы для закупки товара;
3) Компания, закупающая товар и зарегистрированная, как правило, в оффшоре;
4) «Черный брокер», имеющий «окно» на таможне;
5) Несколько фирм-однодневок и конечный покупатель, дистрибьютор продукции.[1]
Суть этих схем — в искажении деклараций в заранее согласованном с таможней форме и масштабе, в результате чего машина уходит с таможни с легальными документами, позволяющими оперировать товаром на законных основаниях. Искажения возможны по следующим направлениям:
- таможенные коды (что ввозят);
- количество ввозимого (сколько ввозят);
- инвойсные цены (по какой цене ввозят).
«Серая» схема таможенного оформления позволяет экономить:
- деньги на:
- Таможенных платежах и пошлинах;
- Оплате грамотного специалиста по ВЭД;
- дополнительных расходах, связанных с выгрузкой и хранением на СВХ;
- простое автомашины и прочее;
- время на:
- «прорабатывании» поставки;
- согласовании вида и перечня документов с таможенными органами, транспортными компаниями, поставщиками;
- самой процедуре таможенного оформления.
Описывать серые технологии довольно сложно в силу их качественного многообразия. К тому же в них возможны разные составы игроков. Где-то существенную роль играют склады временного хранения, где-то обходятся без них. В одних случаях достаточна лояльность начальника таможни, в других — необходима лоббистская деятельность в верхних эшелонах власти. Другими словами, серые схемы — условное название целого спектра технологий, существенно различающихся по степени отклонения практики от нормативных требований. Но все они объединены тем, что неформальная практика согласования интересов множества агентов ставит конечной целью имитацию их легальной деятельности, в результате чего недостоверно задекларированный товар по договорной цене приобретает статус легального.
В построении серых схем важную роль играют фирмы-однодневки, делающие цепочку от производителя до потребителя непрозрачной, сводя тем самым результативность проверок практически к нулю. В редких случаях такие фирмочки создаются собственно импортерами, но чаще они входят в сервисный пакет обслуживающих сделки банков. Эта отлаженная схема “гасит” риск фирм-импортеров и приносит приличные доходы финансовым институтам, являясь, таким образом, механизмом перераспределения (усреднения) рисков и прибыли. [4]
Негативные последствия от деятельности фирм-однодневок выражаются в потенциальной невозможности проведения в отношении данной категории участников внешнеэкономического процесса различного рода контрольных мероприятий, предусмотренных действующими правовыми нормами. Как результат, с таких структур невозможно в установленном порядке получить неуплаченные в доход государства обязательные платежи, причитающиеся за допущенные с их стороны нарушения штрафные санкции и пени. В результате у таможенных органов формируются так называемые безнадежные к взысканию задолженности перед бюджетом Российской Федерации. Коллегией было отмечено, что противоборство и минимизация негативных последствий деятельности указанной категории занимающихся экспортно-импортными операциями организаций, без преувеличения, в настоящее время является общегосударственной задачей. [8]
Статистика показывает, что в среднем из 100 организаций, прошедших через «таможенное чистилище» 14 оказываются в числе тех, к кому невозможно применить таможенный контроль после выпуска.
Вся эта цепочка по закону несет ответственность за нарушение таможенного режима. [3]
Наводнение внутреннего рынка дешевыми, часто контрафактными товарами, которые ввозятся с нарушением таможенного законодательства, то есть не облагаются или не полностью облагаются таможенными пошлинами и не проходят должного контроля качества, создает серьезные препятствия для развития отечественного производства. Масштабы такого теневого импорта варьируются по товарным позициям и странам-поставщикам. [11]
Итак, при «сером» импорте проигрывает государство. Это и само по себе немало - таможенные сборы поступают в бюджет, из которого выплачиваются пенсии, зарплаты бюджетникам и т. д.
Общий объем «серого» импорта не берется оценить ни один из экспертов. Говорят, что по разным группам товаров он составляет от 10 до 90 процентов. Два-три года назад было побольше, сейчас поменьше. [13]
1.2 Особенности «серого» импорта в России
Российская легкая промышленность переживает трудные времена. По данным Минэкономразвития, в первом квартале 2005 года рост в этой отрасли составил 0 процентов, а инвестиции – минус 1,9%. Нынешнее состоянии легкой промышленности обусловлено рядом причин, в том числе, по мнению многих экспертов, и неэффективной таможенно-тарифной политикой.
Легкая промышленность в своем нынешнем состоянии не может обеспечить потребности населения. К тому же импорт необходим и для расширения товарной массы, и для улучшения ассортимента. Но когда импорт сознательно направлен на то, чтобы погубить целую отрасль промышленности, то это уже совсем другое дело.
Мне кажется, что именно грамотное использование механизма таможенного регулирования может быть серьезным подспорьем в подъеме отрасли промышленности, наряду с другими методами государственной поддержки. Исходя из официальных статистических данных, 70% товаров легкой промышленности на нашем рынке – контрабандный товар.