Введение
Глава 1. Теоретические и методические основы управления запасами
1.1 Модели пополнения запасов
1.2 Оценка показателей эффективности управления запасами
Глава 2. Анализ логистики запасов в ООО «ЭнергоКом-НН»
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Анализ системы управления запасами предприятия
2.3 Совершенствование стратегии пополнения запасов ООО «ЭнергоКом-НН»
Заключение
Список литературы
В условиях рыночной экономики становится актуальным совершенствование организации управления предприятием и, прежде всего, процессом производства, эффективным использованием финансовых, материальных ресурсов, товарно-материальных запасов.
В настоящее время необходимо вооружить финансовых менеджеров целенаправленной системой методов и алгоритмов обоснования наиболее эффективных управленческих решений по отдельным аспектам финансовой деятельности, внедрить современные механизмы финансового управления в практику хозяйствования предприятий.
Вопросы материально-технического обеспечения в условиях резко обострившегося в России кризиса неплатежей в последние годы выходят на одно из первых мест в области управления финансами российских предприятий.
Эффективное управление материальными ресурсами повышает прибыль и обеспечивает необходимые инвестиции. Для поддержания высокой прибыльности и ликвидности значительную роль играет управление текущей деятельностью предприятий, в частности управление материальными запасами.
Цель курсовой работы – разработка стратегии пополнения запасов. Объект работы - ООО «ЭнергоКом-НН». Предмет работы – система управления запасами ООО «ЭнергоКом-НН».
Задачи курсовой работу:
- Раскрыть модели управления запасами;
- Рассмотреть место логистики запасов в логистической системе предприятия;
- Охарактеризовать деятельность ООО «ЭнергоКом-НН»;
- Проанализировать систему управления запасами ООО «ЭнергоКом-НН»;
- Разработать мероприятия для совершенствования стратегии пополнения запасов.
Работа содержит введение, основную часть и заключение. Основная часть включает две главы. Курсовая работа написана с использованием учебной и научной литературе по логистике и анализу хозяйственной деятельности предприятия, так же использованы материалы периодических изданий по вопросам управления запасами на предприятии.
Глава 1. Теоретические и методические основы управления запасами
1.1 Модели пополнения запасов
Существует достаточно много моделей, которые позволяют определить оптимальный уровень инвестиций в запасы и потому многие модели получили достаточное распространение на практике.
Рассмотрим некоторые из этих моделей.
- Модель экономически обоснованной потребности в запасах (EOQ). Математическая модель EOQ определяет оптимальный объем запасов исходя из цели минимизации затрат на их приобретение и хранение при удовлетворении прогнозируемого спроса на эти товары. Эти затраты варьируются в зависимости от заказанного количества так, как показано на рисунке 1.
Рис. 1 Варьирование затрат, где Н – зависимость затрат на хранение от объема запасов за единицу продукции; О – зависимость оформления заказов за единицу времени; Т – интегрирующая кривая совокупных затрат; Qопт – оптимальная партия заказа [14, c. 103]
Остальные характеристики модели следующие:
- Спрос на товары в единицу времени известен определенно;
- Запасы расходуются с линейным темпом.
- Затраты на осуществление закупок и загрузку материальных ценностей на склады остаются постоянными, и нет никаких скидок за покупки в больших объемах;
- Сроки реализации заказа — заранее известны и равны нулю;
- Дефициты недопустимы;
- Пополнение запасов осуществляется мгновенно.
При этих параметрах оптимальная партия заказа, основанная на критерии минимизации совокупных затрат, определяется уравнением: (1)
где:
D — годовой спрос на товар, ради которого формируются запасы (тн);
C0 — стоимость оформления заказа (руб.); при более сложных трактовках модели сюда включается также подготовка материалов к производству, оснастка, контроль качества;
Сh — совокупные годовые затраты на хранение единицы товара за период (руб.). В эти затраты входят издержки по транспортировке и складированию, страхование, потери от хищений и порчи, альтернативные издержки от инвестиций в запасы;
Qопт — оптимальная партия заказа (тн).
Достоинство модели в простоте расчета, в легкости автоматизации расчета. Основной недостаток модели - сложность выполнения условий для ее функционирования.
- Модель планирования потребности в материалах (MRP) – представляет собой компьютерную информационную систему, предназначенную для обработки заказов и графика формирования запасов, зависящего от спроса на продукцию компании. MRP предназначена для ответа на три вопроса: что, сколько и когда необходимо. Основными компонентами модели являются, во-первых, накладная на предметы материально-технического обеспечения, которая определяет, что потребуется для производства конечного продукта. Накладная формируется на основе компьютерной имитации каждого продукта, которая дает описание его материальной структуры, статуса в запасах и процесса производства. Во-вторых, это основной график, который показывает, сколько компании потребуется поставить конечных продуктов и когда. В-третьих, это база данных (в бумажном варианте — картотека учета) товарно-материальных ценностей, в которой зафиксировано, какое количество запасов имеется в наличии и сколько заказано.
Вся эта информация обрабатывается с помощью различных компьютерных программ, чтобы определить потребности в материалах для каждого планового периода. В результате компьютерной обработки получается плановый график выполнения заказов, отправка заказов, необходимые коррекции в заказах, отчет об исполнении поставок, плановый отчет и отчет об отклонениях от плана выполнения заказов.
Полученный с помощью компьютерной имитации расчет потребности в комплектующих изделиях используется для определения графика загрузки оборудования в производственных цехах. Эти графики сравниваются с мощностью каждого из цехов для того, чтобы определить возможность выполнения основного графика. Если находятся узкие места, то основной график пересматривается. Когда это сделано, размещаются заказы на покупки и составляется график операций по цехам.
Достоинства данного метода — в возможности учитывать будущие потребности предприятия, формировать заказы на пополнение запасов в нужные сроки и в нужных объемах. Недостаток MRP — невозможность учесть ограниченность ресурсов предприятия.
- Система «точно в срок» (JIT). Каждая система стремится создать такой объем запасов, чтобы он удовлетворял прогнозируемый спрос. И в то же время она должна функционировать с наименьшими затратами. Наибольших успехов в практическом воплощении этой задачи добились японские компании, в первую очередь автомобильные, создав систему управления запасами «точно во время», которая известна как «Канбан». В системе JIT санкционирование производства детали, которая должна производиться на каждом рабочем месте, генерируется путем требования на деталь, исходящего из следующего рабочего места на производственной линии. Так как детали потребляются на конечной сборочной линии, карточки, в которых дана заявка на детали, посылаются для определения потребности и санкционирования производства замещающих деталей. Процесс повторяется на всех предшествующих рабочих местах, продвигая детали через производственную систему по мере того, как они становятся нужны, и, соответственно, определяя объемы закупок сырья и покупных деталей у поставщиков. Подобный подход получил название «вытягивание спроса». Благодаря такой системе, сокращается незавершенное производство, а также санкционируется заявка именно на те детали, которые попадают «как раз вовремя», чтобы быть использованы, что приводит к «нулевому запасу» или «производству без запасов». Комплектующие в этой системе поступают прямо в сборочный цех, минуя склад.
Основные преимущества системы «точно в срок»:
- короткий производственный цикл, высокая оборачиваемость активов, в том числе запасов;
- отсутствуют или чрезвычайно низки издержки хранения производственных и товарных запасов.
Основные недостатки системы «точно в срок»:
- сложность обеспечения высокой согласованности между стадиями производства продукции;
- значительный риск срыва производства и реализации продукции.
- Метод ABC - классифицирует группы товаров в запасах в зависимости от их важности. Наибольшее внимание уделяется товарам группы «А», самым дорогим, меньшее товарам менее дорогим (группа «В»). Самым дешевым товарам из группы «С» уделяется наименьшее внимание.
Классификация запасов по группам товарно-материальных ценностей осуществляется с помощью пошаговой процедуры. Первый шаг состоит в том, чтобы разбить весь ежегодный объем запасов на отдельные единицы: готовые изделия по видам (например, автомобили по маркам), сырье по группам (стекла, кузова) и пр. На втором шаге путем умножения стоимости единицы на ожидаемое годовое использование рассчитывается годовое использование каждого типа запасов в денежных единицах. Третий шаг ранжирует каждую группу запасов от самой крупной по годовому использованию в денежном выражении до самой малой. Четвертый классифицирует запасы. Это делается, например, так: в группу А включают первые 20% единиц товарно-материальных ценностей, в группу В — следующие 30% и, наконец, в группу С — последние 50%. При этом в денежном выражении группа А составит, например, 70% стоимости запасов, группа В — 20%, группа С — 10%. Цифры, разумеется, могут быть и другими, это зависит от целей компании, от того, планируются ли разные типы контроля для каждой группы и какие ресурсы имеются для управления запасами.