Социальное обеспечение в государственно-организованном обществе является областью таких жизненно важных интересов граждан, как отношения собственности и распределения, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Тема данной работы будет всегда актуальна, поскольку гражданам всегда будет нужна та или иная поддержка государства: все люди подвержены болезням, старению и нуждаются в помощи, поддержке по той или иной причине.
Объективными основаниями социального обеспечения при всем их различии является воздействие на способность человека к труду в случае ее ограничения или полной утраты. Объективные основания предопределяют потребность определенного числа людей в получении от государства источника средств к существованию и в профилактико-оздоровительных мероприятиях с целью нормального воспроизводства рабочей силы и охраны их здоровья. Все из вышеперечисленных потребностей могут быть реализованы, если будут признаны обществом как социально значимые, иными словами, закреплены в законе.
Социальное обеспечение не может игнорироваться государством, иначе общество не сможет нормально функционировать, т.к. именно социальное обеспечение является показателем состоятельности государства, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.
С учетом изложенного социальное обеспечение принято определять как форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.
Предметом исследования работы является особенности социального обеспечения российских граждан.
Объектом исследования выступают правоотношения, возникающие в связи с предоставлением гражданам денежных выплат по системе социального обеспечения и «натуральных» видов социального обеспечения.
Цель исследования заключается в комплексном анализе функций социального обеспечения.
Основные задачи исследования:
- раскрыть понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению;
- определить объекты правоотношений по социальному обеспечению;
- изучить функции социального обеспечения.
При подготовке работы применялись философские методы исследования, используемые в юриспруденции, а также частно-научные методы: формально-юридический, структурного и сравнительного анализа, сравнительный, исторический, социологический, системный.
Научную базу исследования составили труды ученых-юристов, внесших значительный вклад в правовую науку: Александрова Н.Г., Алексеева С.С., Андреева B.C., Братуся С.Н., Астрахана Е.И., Гусова К.Н., Зайкина А.Д., Захарова МЛ., Ивановой Р.И., Иоффе О.С., Кутафина О.Е., Лейста О.Э. Лившица Р.З., Малеина Н.С., Мачульской Е.Е., Наумова А.В., Пашкова А.С., Полетаева Ю.Н., Полупанова М.И., Самощенко И.С., Смирнова О.М., Суханова Е.А., Таля Л.С., Тарасовой В.А., Толкуновой В.Н., Тучковой Э.Г., Фарукшина М.Х., Халфиной P.O. Шайхатдинова В.Ш., Явича Л.С.
Структура работы обусловлена целью, задачами, внутренней логикой исследуемой проблемы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Общетеоретическое понимание объектов правоотношений в сфере социального обеспечения
1.1 Понятие объектов и правоотношений в социальном обеспечении
В современной юридической науке достаточно много отличающихся друг от друга дефиниций правоотношений. Одни авторы рассматривают их как разновидность общественных отношений, возникающих по принципу производственных, нравственных, политических, религиозных и других отношений. Встречается в юридической литературе и предположение о том, что вообще нет правовых отношений, а «есть лишь правовой способ регулирования общественных отношений»[1]. Большинство же исследователей проблем правоотношений сходятся в том, что правоотношения часть общественных отношений, урегулированных нормами отечественного и международного права. Такой точки зрения придерживаются известные исследователи правоотношений B.C. Афанасьев[2], М.Н. Марченко, Н.И. Матузов[3], А.В. Мицкевич[4] и др. «Правовые отношения это отношения в связи с правом, на основе права»[5], полагает В.К. Бабаев. Следует отметить, что правоотношения в публичном праве отношения по поводу осуществления политической власти.
Суммируя все эти позиции, можно сказать, что, во-первых, правоотношения общественные отношения, урегулированные правовыми нормами. Во-вторых, формирование естественных прав и свобод, системы правил поведения и правоотношений проходит одновременно, исключая какие-то непреодолимые зависимости друг от друга. В позитивном же праве, в-третьих, взаимосвязь между нормой права и правоотношением объективно закономерна. Более того, можно сказать, что правоотношения без права не существуют, ибо они следствие действия права как социального регулятора, теснейшим образом связанного с государством и личностью.
Правоотношения по социальному обеспечению - это система конкретных юридических связей субъектов права социального обеспечения. Многие аспекты правоотношений этой отрасли права довольно полно исследованы отечественными учеными.
В.П. Галаганов полагает, что «правоотношение по социальному обеспечению это юридическая связь между его субъектами гражданином и органом социального обеспечения по поводу материального блага (конкретизированного вида социального обеспечения), основным содержанием которого являются субъективные права и юридические обязанности и которое возникает на основе норм права социального обеспечения в случае наступления предусмотренных правовыми нормами социальных юридических фактов»[6].
Т.А. Постовалова подчеркивает, что «правоотношения по социальному обеспечению это урегулированные нормами права социального обеспечения социально-обеспечительные отношения граждан (семей) с органами социального обеспечения, социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий, социальных компенсаций и предоставления социальных услуг в натуральном виде. Это юридические связи субъектов права социального обеспечения, в которых один субъект гражданин (семья) реализует свои права на определенный вид социального обеспечения, а второй субъект орган социального обеспечения обязан обеспечить эту реализацию»[7].
Близко к этому раскрывает понятие правоотношений в сфере социального обеспечения Е.Е. Мачульская, которая полагает, что «правоотношение в сфере социального обеспечения урегулированные нормами права фактические отношения по поводу предоставления денежных выплат, услуг, льгот, возникающие между государственными органами и физическими лицами, имеющими на них право»[8].
Итак, анализ работ вышеприведенных авторов позволяет сделать вывод о том, что правоотношения по социальному обеспечению это урегулированные нормами права социального обеспечения социально обеспечительные отношения граждан (семей) с органами социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий, социальных компенсаций и предоставления социальных услуг в натуральном виде. Это юридические связи субъектов права социального обеспечения, в которых один субъект гражданин (семья) реализует свои права на определенный вид социального обеспечения, а второй субъект орган социальной защиты обязан обеспечить эту реализацию[9].
Основой какого бы то ни было правоотношения является его объект. Именно он зачастую формирует сущность правоотношения и, как правило, дает название правоотношениям[10].
Правоотношения, возникшие по поводу конкретных видов социального обеспечения как волевое общественное отношение, регламентируют фактическое поведение определенных субъектов: с одной стороны, граждан обладателей субъективного права на данный вид социального обеспечения, а с другой должностных лиц органов, осуществляющих социальное обеспечение и участвующих в этом правоотношении. В нем субъективное право гражданина, а также его сознание и воля направлены на получение в свое владение, пользование и распоряжение определенной денежной суммы или иных благ и услуг из соответствующих фондов социальной защиты, предусмотренных на цели социального обеспечения. Именно на это направлена и правовая обязанность должностных лиц органов, осуществляющих социальное обеспечение. Следовательно, реализация гражданами РФ субъективного права на данный вид социального обеспечения в конкретных правоотношениях и исполнение обязанностей органами, осуществляющими социальное обеспечение, связаны с передачей соответствующих сумм из фондов социальной защиты в личную собственность граждан и членов их семей определенной денежной суммы как выплаты алиментарного характера или оказание услуг, предоставление льгот и натуральных материальных благ в порядке социальной алиментации, именно конкретной денежной суммы - как размер пенсии или пособия или соответствующие услуги или льготы, натуральные материальные блага, поскольку по их поводу и возникло соответствующее правоотношение, именно они и являются объектами субъективного права конкретных граждан и объектами соответствующих правоотношений.
У граждан в соответствии со спецификой юридических фактов может возникнуть субъективное право на конкретные виды социального обеспечения: на пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, на персональные пенсии, на соответствующие виды пособий, на протезирование, на содержание и социальное обслуживание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, на санаторно-курортное лечение, на медицинское лечение и обслуживание, на воспитание и содержание детей в детских дошкольных и внешкольных учреждениях. Граждане, реализуя свое субъективное право на конкретные виды социального обеспечения в правоотношениях, получают в качестве объектов в одних случаях денежные выплаты, в других бесплатное или льготное санаторно-курортное лечение, бесплатное медицинское лечение и обслуживание, в третьих они будут содержаться за счет средств государства в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, обеспечиваться средствами передвижения для инвалидов, воспитывать и содержать своих детей за счет общества.