Введение
Глава 1. Система управления качеством продукции предприятия
1.1. Общие положения по управлению качеством на предприятии
1.2. Управление качеством продукции в производстве автокомпонетов
1.3. Анализ рынка производства автокомпонетов и перспективы его развития
Глава 2. Анализ эффективности системы управления качеством производственного предприятия ООО "Пустынь"
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Оценка системы управления качеством продукции предприятия
2.3. Анализ рыночных возможностей и конкурентоспособности продукции предприятия
Глава 3. Совершенствование системы управления качеством продукции ООО "Пустынь"
3.1. Мероприятия по совершенствованию управления качеством продукции предприятия
3.2. Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Сегодня в России особенно остро стоит вопрос повышения конкурентоспособности организации. Для его решения современному руководителю необходим механизм обеспечения качества товаров и услуг. Многие руководители отечественных компаний с целью повышения конкурентоспособности и качества продукции пошли по пути внедрения систем менеджмента качества (СМК), широко применяемых на западе и оформленных в виде стандартов ISO серии 9000. Однако, большинство проектов внедрения СМК закончилось либо неудачей, либо свелось к формальному получению сертификата соответствия требованиям стандарта ISO 9001, что в итоге не привело к ожидаемым результатам.
Это обусловлено следующими причинами, из-за которых руководству компаний не удается использовать элементы СМК эффективным способом:
- внедрение СМК является сложным и длительным процессом, длящимся год и более. Внедрение СМК включает в себя: изучение стандартов ISO серии 9000, анализ деятельности всей компании, разработку регламентирующей документации, системы постановки целей и оценку их достижения, внедрение системы взаимосвязанных и взаимодействующих процессов и процедур компании, проведения обучений, инструктажей и внутренних аудитов, и наконец анализ деятельности компании ее руководством и планирование как деятельности компании, так и СМК. У каждой компании есть свои особенности, характеризующиеся такими факторами, как, вид бизнеса, организационная структура, численность персонала, состояние отрасли, место расположения. Большинство компаний не тратит время на изучение этих факторов, и таким образом, никогда полностью не использует уникальный потенциал своей компании и механизмов, заложенных в западную модель СМК. Хорошо спланированная работа по внедрению СМК все это учитывает и состоит из ряда этапов, позволяющих довести проект до успешного завершения.
- многие компании рассчитывают на высокую степень регламентации деятельности компании и на высокую дисциплину сотрудников относительно качества выполняемых работ и соблюдения разработанной регламентной базы, не уделяя должного внимания мотивации персонала, ориентированной на качество. Как правило, внедрение СМК сводится к формальному подписанию инструкций сотрудниками компаний и продолжению работы по старинке. Правильно подобранная система мотивации, ориентированная на качество продукции и услуг, одна из важнейших составляющих успеха мероприятий по внедрению системы менеджмента качества.
- модель оценки и управления деятельности компании строится основываясь на финансово-экономических показателях, таких как: прибыль, затраты, валовый доход, маржа, рентабельность. Хотя в целом такой подход верен, он обладает существенным недостатком – отсутствие оперативности. Когда руководитель получает указанные показатели деятельности компании, работа уже выполнена. И вложенный в создание единицы продукции труд мог оказаться, как результативен, так и не результативен. Для настоящего успеха компания должна использовать для самоанализа такие показатели как: результативность процесса, и его ход; пригодность и адекватность СМК, удовлетворенность потребителя. Изучив показатели пригодности, адекватности, результативности и удовлетворенности потребителей вместе с финансовыми показателями руководство должно осуществлять оперативное управление и разрабатывать стратегию компании.
Вопросы повышения конкурентоспособности предприятий и отраслей, бесспорно, являются объектом национальных экономических интересов, но глубинная их суть лежит не на макроуровне (уровне экономики страны в целом), а на микроуровне, уровне предприятий, оперирующих на национальном рынке или представляющих национальный капитал на международных рынках.
Вопросы управления качеством продукции, изготавливаемой промышленным способом, широко отражены в трудах зарубежных авторов: В. Деминга, К. Исикавы, Ф. Кросби, Г. Тагути, А. Фейгенбаума, Дж. Харрингтона, а также в работах отечественных ученых: Ю.П. Адлера, Г.Г. Азгальдова, Б.И. Герасимова, А.В. Гличева, Г.С. Гуна, С.Д. Ильенковой, А.Е. Карлика, В.В. Окрепилова, Г.Ш. Рубина и др. Непосредственно вопросам управления качеством автомобильных компонентов и их комплектующих изделий, посвящены работы И.Г. Гуна, Д.М. Закирова, Д.С. Осипова, Г.Ш. Рубина и др.
Целью дипломной работы является анализ системы менеджмента качества предприятия и разработка предложений совершенствованию систем менеджмента качества.
Цель исследования определила постановку следующих задач:
- рассмотреть общие положения по управлению качеством на предприятии;
- проанализировать управление качеством продукции в производстве автокомонентов;
- проанализировать рынок производства автокомпонентов и перспективы его развития;
- рассмотреть общую характеристику предприятия ООО «Пустынь»;
- выполнить оценку системы управления качеством продукции предприятия;
- рассмотреть рыночные возможности и конкурентоспособность продукции предприятия;
- разработать предложения по совершенствованию системы управления качеством продукции предприятия ООО «Пустынь».
Предметом исследования является процессы системы менеджмента качества предприятия-поставщика автокомпонетов.
Объектами исследования настоящей работы является система менеджмента качества ООО «Пустынь».
Информационной базой дипломного исследования является система менеджмента качества ООО «Пустынь».
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Содержание дипломной работы изложено на _ листах. В работе _ таблица _ рисунков, _ формул. В библиографическом списке содержится источники используемой литературы.
Глава 1. Система управления качеством продукции предприятия
1.1 Общие положения по управлению качеством на предприятии
Качество - совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению. Управление качеством - действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потребления продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества. Также можно сказать, что это методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.
Управление качеством включает методы и виды деятельности оперативного характера, направленные как на управление процессом, так и на устранение причин неудовлетворительного функционирования на всех этапах петли качества для достижения экономической эффективности.
Управление качеством продукции в соответствии с ГОСТ 15467-79 - это действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции, цель которых - установить, обеспечить и поддерживать необходимый уровень ее качества. Сущность управления качеством заключается в выработке управленческих решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенном объекте управления.
Универсальная схема управления качеством продукции, предложенная проф. А.В. Гличевым, представлена на рис. 1:
Данная схема представляется состоящей из шести блоков. К числу факторов, влияющих на качество (прямоугольник в центральной части схемы) относятся:
- станки, машины, другое производственное оборудование;
- профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизическое здоровье работников.