Введение
1. Теоретические и методические аспекты управления качеством продукции в организации
1.1. Качество продукции как фактор конкурентоспособности организации
1.2. Государственные и рыночные механизмы управления качеством продукции
1.3. Подходы, методы, системы управления качеством организации
1.4. Определение эффективности системы управления качеством
1.5. Программно-информационное обеспечение системы управления качеством
2. Анализ эффективности системы управления качеством продукции в ООО «Офисная мебель БВК»
2.1. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности организации
2.2. Анализ внешней и внутренней среды организации и обоснование стратегии ее развития
2.3. Оценка управления качеством продукции в организации
2.4. Анализ эффективности бизнес процессов в соответствии со стратегическими целями организации
3. Рекомендации по совершенствованию системы управления качеством продукции в ООО «Офисная мебель БВК»
3.1. Политика ООО «Офисная мебель БВК» в области качества
3.2. Разработка программы мероприятий по повышению качества продукции и механизмы ее реализации
3.3. Правовое обоснование мероприятий по повышению качества продукции
3.4. Ожидаемый эффект от внедрения программы мероприятий по совершенствованию качества продукции
Заключение
Список используемых источников
Приложение А. Глоссарий
В рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качества. Серьезная конкурентная борьба обусловила в странах с развитой рыночной экономикой разработку программ повышения качества. В научных исследования и в практике возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками.
Российские предприятия пока еще отстают в области применения современных методов менеджмента качества. Между тем повышение качества несет поистине колоссальные возможности. Однако повышение качества невозможно без изменения отношения к качеству на всех уровнях.
Таким образом, тема достаточно актуальна на современном этапе развития экономики нашей страны.
Цель дипломного проекта разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления качеством продукции в организации.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические и методические аспекты управления качеством продукции производственного предприятия;
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Офисная мебель БВК»;
- оценить факторы конкурентоспособности организации и их влияние на качество продукции;
- охарактеризовать основные механизмы, регулирующие деятельность производства и качество выполнения продукции;
- оценить систему управления качеством продукции;
- разработать рекомендации по повышению качества продукции ООО «Офисная мебель БВК» и оценить затраты на их реализацию;
- рассчитать экономическую эффективность.
Объект исследования – процесс управления качеством продукции в организации.
1.1. Качество продукции как фактор конкурентоспособности организации.
Качество продукции – материальная основа удовлетворения общих и личных потребностей. Качество проявляется как: долговечность, надежность, эстетичность и др. Качество продукции – важнейший показатель деятельности организации. Повышение качества продукции определяет выживаемость организации в условиях рынка, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов.
Качество продукции – это совокупность свойств. Свойства выражаются в показателях качества: показатели назначения, надежности, долговечности, безопасности, стандартизации, эргономичности, техничности, эксплуатационные и экономические(цена).
Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства. Качество продукции является одним из важнейших факторов успешной деятельности любой организации. В это время во всем мире заметно усилились требования, которые предъявляются потребителем к качеству продукции. Усиление требований сопровождается осознанной всеми необходимостью постоянного повышения качества, без чего невозможно достижение и поддержка эффективной экономической деятельности. Проблема выпуска конкурентной продукции на внутреннем рынке и продажа её невозможна без обеспечения соответствующего качества и минимальных затрат на производство. С каждым годом развития технологий, производства и потребностей человека возрастает роль и значение качества. Подъем уровня образования, потребительской культуры вызывает в обществе реакцию на совершенствование качества используемых товаров, работ, услуг и является самой весомой составляющей, определяющей их конкурентоспособность, а также основным фактором повышения качества жизни общества в целом.
Наличие конкурентной среды в условиях рыночной экономики обязывает уделять огромное внимание проблемам качества, достижение высокого качества товара (работы, услуги), отвечающего требованиям потребителя, стало основным элементом экономической стратегии и важным фактором рыночного и финансового успеха. На современном мировом рынке, где предложение превышает спрос, господствует покупатель, который отдает предпочтение тому товару, который в наибольшей степени соответствует его ожиданиям. Поэтому, чтобы товар пользовался спросом на рынке, т. е. был конкурентоспособным, его качество должно быть ориентировано на потребителя, на удовлетворение его нужд, потребностей и ожиданий. Улучшение взаимоотношений и взаимопонимания между поставщиками и потребителями, а также между подразделениями внутри организации на основании сформулированных и закрепленных в практике деятельности единых принципов, подходов и процедур решения вопросов качества.
Конкурентоспособность - это сложная экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях. Таким образом повышение эффективности функционирования организации во многом зависит от уровня конкурентоспособности товара, фирмы и страны в целом.
Конкурентоспособность организации - это способность организации производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый и производственный потенциал.
Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно его отличает от аналогичных товаров - конкурентов.
Страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависит от способности конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар.
Конкурентоспособные организации должны производить и предлагать рынку товары, которые удовлетворяют нужды их целевых потребителей. В противном случае организации не могут получать доходы, а значит, быть конкурентоспособными. Для того чтобы удовлетворять нужды потребителей лучше, чем конкуренты, организации должны сокращать производственный цикл и издержки, улучшать качество продуктов и услуг. Понятие конкурентоспособности организации включает в себя большой комплекс экономических характеристик, определяющих положение организации на отраслевом рынке. Этот комплекс может включать характеристики товара, определяемые сферой производства, а также факторы, формирующие в целом экономические условия производства и сбыта товаров организации. Качество товара и его конкурентоспособность, связанные, но все-таки различные понятия. Качество товара (работы, услуги) – основной фактор обеспечения его конкурентоспособности на рынке. Конкурентоспособность товара (работы, услуги) – это его относительная характеристика, которая отражает отличие данного товара от товара конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности. В общем понимании товар, это продукт труда, произведенный для продажи.