Налоги относятся к числу ключевых инструментов государственной политики. Они затрагивают самые важные стороны жизни человека и общества, а сам процесс разработки налогового законодательства неразрывно связан с острыми противоречиями и компромиссами.
Поэтому налоговая тематика всегда и во всех странах актуальна. Ее особенная острота для России состоит сегодня в том, что реформа налогов во многом определяет глубину и характер современных экономических, социальных и политических преобразований в стране.
В центре любой налоговой системы стоит налогообложение личных доходов. Это вызвано не только тем, что все общественные отношения так или иначе замыкаются на человека, работника, но и тем, что тяжесть индивидуального налога на доходы во многом определяет уровень обложения другими налогами.
Развитие рыночных отношений, рост цен, повышение оплаты труда -все это, меняя условия формирования и использования доходов, требует большой подвижности налогов. В этой связи своевременным следует признать введение российских поправок к подоходному налогу, корректировку налогообложения совокупных доходов физических лиц: единого налога при упрощенной системе налогообложения и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Главными задачами бюджетной политики остаются повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого роста экономики страны, и одним из приоритетных направлений является продолжение работы по совершенствованию налоговой системы и последовательному снижению налогового бремени.
Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее предсказуемости и стабильности является важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Российской Федерации на пути создания рыночной экономики и интегрирования российской экономики в мировую.
Главную роль в повышении эффективности проводимой в России налоговой реформы должно играть государственное регулирование форм налогообложения доходов физических лиц с социальной защитой неимущих слоев населения.
Актуальность темы исследования обусловлена недостаточностью разработок по совершенствованию государственного регулирования форм налогообложения доходов физических лиц, порядка распределения налоговой нагрузки на налогоплательщиков (предприятия, население) и среди регионов.
Цель написания данной курсовой работы состоит в изучении международных аспектов практики налогообложения доходов физических лиц за рубежом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- изучить историю развития налогообложения доходов физических лиц;
- представить экономическую сущность налогообложения доходов физических лиц;
- рассмотреть особенности исчисления налогов на доходы физических лиц в зарубежных странах;
- осуществить оценку системы налогового контроля за доходами физических лиц в современных условиях;
- определить проблемы исчисления и уплаты налогообложения доходов физических лиц в России и за рубежом;
- сформулировать пути совершенствования механизма исчисления налогообложения доходов физических лиц.
Объект исследования – налогообложения доходов физических лиц.
Предмет исследования – пути совершенствования механизма исчисления налогообложения доходов физических лиц.
Методологическая основа курсовой работы. Работа базируется на сравнительном анализе статей источников, а также на анализе ряда работ ученых, уделяющих внимание в своих трудах изучению сущности налогообложения доходов физических лиц.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГА
1.1 Экономическая сущность налогообложения доходов физических лиц
Налог с личного дохода граждан во все времена истории развития человечества являлся для любого государства одним из основных средств формирования бюджета, а также одним из основных экономических инструментов воздействия государства на своих граждан.
Анализируя налогообложение доходов физических лиц, необходимо в первую очередь обратить внимание на существующие сегодня аспекты налогообложения, а именно:
-экономический, который представляет собой процесс передачи гражданином части полученных им денежных средств, то есть своей собственности, государству, в его доход;
-финансовый, характеризующий закрепленную на уровне законодательства систему распределения переданных гражданами средств в различные подсистемы бюджета государства;
-политический, характеризующий использование государством системы налогообложения в качестве инструмента для продвижения собственных интересов, а также контроле развития экономической и социальной систем государства.
Экономический аспект налогообложения дохода физического лица представляет собой денежные отношения между государством и его гражданами. Анализируя налогообложение, следует отметить, что налоги, не в последнюю очередь, выступают в качестве средства коммуникации налогоплательщика и государства в лице его уполномоченных органов и должностных лиц. Уплата гражданином государства установленных законом налогов свидетельствуют о его причастности к формированию бюджета, финансовой базы деятельности государства, а также предоставляют ему возможность воспринимать себя в качестве самостоятельной и сознательной личности, и более того, предоставляют лицу одну из причин для надзора, контроля над эффективностью расходования государством уплаченных им денежных средств.
Анализируя экономический аспект налогообложения, следует обратить внимание на такое понятие, как функция налогов, то есть на их основную задачу. Теоретиками[1] выделяются три следующих основных функции налогов:
-фискальная;
-социальная;
-регулирующая.
Фискальная функция проявляется непосредственно в образовании финансового базиса государства, его бюджетов и внебюджетных фондов, расходуемых в дальнейшем на цели, определяемые государством в рамках своей жизнедеятельности. Фискальная функция всегда являлась для любого государства определяющей.
В свою очередь, социальная функция налогов как инструмента государства представляет собой поддержание определенного установленного порядка взаимодействия, баланса между различными слоями и группами населения, сохранение данного баланса и устранение возможных конфликтов между ними[2].
Как ранее уже было отмечено автором, налоги обладают важнейшей ролью в социальной и политической жизни общества любого государства. Различные специализированные разделы налогообложения включаются в программы партий, фракций и иных политических групп, они обсуждаются на уровне местного самоуправления, на уровне государства и на международной арене. Налоги становятся причинами споров теоретиков и народных протестов и волнений. Так, в частности, одним из излюбленных инструментов воздействия властей на население во время выборов, к примеру, главы государства, являются обещания снижения налогов, предоставления налоговых льгот и каникул и другое.
Помимо распределения собственности граждан, их доходов, а также установления курса цен, налоги выступают в качестве основной линии борьбы общества в государствах, придерживающихся рыночной экономики. Исходя из результатов различных опросов, проводимых в обществе, граждане могут определить, является ли уровень уплачиваемых ими в доход государства налогов излишне высоким, каково распределение налоговой обязанности между различными слоями населения, а также насколько эффективен государственный аппарат в рамках выполнения функции по контролю и распределения бюджетных средств.
Так, существующий сегодня в отдельных государствах мира принцип взимания налога исходя из личного дохода налогоплательщика, его состоятельности, стал причиной появления такого понятия, как прогрессивная система налогообложения. Также, выделяются пропорциональная система, базирующаяся на принципе равенства всех в налоговой обязанности вне зависимости от уровня дохода, а также регрессивная система, устанавливающая обратный прогрессивной системе принцип действия[3].
Все три вышеперечисленных системы взимания налога на доход гражданина существуют и активно применяются в мире. Существуют ситуации, когда в рамках экономической системы одного государства применяются все три[4], к примеру, в Соединенных Штатах Америки доходы физических и юридических лиц облагаются налогом исходя из прогрессивной шкалы, в то время как, к примеру, налоги на добавленную стоимость, таможенные акцизы облагаются налогом в одинаковом для всех размере, вне зависимости от личного дохода.
История развития налогообложения государств мира знала различные этапы, однако теоретиками четко прослеживается тенденция, в соответствии с которой после двух мировых войн двадцать первого столетия, на основании постепенного усложнения социальных отношений, все развивающиеся и, тем более, развитые государства мира, при определении ставок налогообложения отталкивались в большей степени от социальной функции налогообложения. В частности, в качестве наиболее яркого примера следует привести противодействие социализма и капитализма как экономических моделей общества.
Социальная функция налогообложения, как ранее было упомянуто автором, представляет собой один из механизмов манипулирования государством текущей социальной ситуацией. Так, снижение ставок налогов для многодетных семей позволяет государству «подтолкнуть» своих граждан к увеличению количества детей в семье, а следовательно, к улучшению демографической ситуации. Снижение налогов для инвалидов и ветеранов позволяет понизить уровень социальной напряженности и привлечь людей к службе в армии, демонстрируя их защищенность после выхода в отставку либо получения увечья. Предоставление тем или иным группам населения, к примеру, крестьянским хозяйствам или частному бизнесу, налоговых каникул либо сниженной ставки налогообложения, мотивирует людей на увеличение производства сельскохозяйственной продукции либо развития собственного небольшого дела, что в свою очередь увеличивает количество рабочих мест, снижает уровень безработицы и так далее. Налоги являются одним из мощнейших инструментов воздействия государства на собственных граждан. Фактически, социальная функция очень тесно связана с регулирующей.
Регулирующая функция налогов проявляется в возможности государства активно участвовать в управлении хозяйственной жизнью общества путем своеобразной «игры» на налогах. Данная функция проявляется, в первую очередь, в возможности государства устанавливать либо корректировать существующую систему налогообложения, регулировать ставки отдельных налогов, их дифференциацию, а также предоставление различных видов «налоговых каникул».[5]
Рассматриваемая функция очень схожа с социальной и проявляется в том, что через нее государство участвует в процессах общественного экономического развития, потребления продукции и ее производства, стимулирования тех или иных отраслей, а также множество иных возможностей.
В качестве основных возможных направлений воздействия государственного налогового механизма на происходящие в стране экономические процессы выделяют:
-субсидирование за счет средств бюджетов. В качестве примера можно привести скупку государством излишне произведенной продукции сельских хозяйств в целях поддержания уровня дохода производителей, а также уровня цен;
-инвестиции государства в различные отрасли экономики;
-предоставление государством субсидий и ссуд предпринимателям и организациям;