Введение.
- Сущность малого предпринимательства как особой формы организации бизнеса
1.1 Сущность малого бизнеса. Его преимущества и недостатки
1.3 Особенности финансовой отчетности и налогообложения деятельности малого предприятия
- Российская практика существования малого бизнеса
2.1. Становление малого бизнеса в РФ
2.2. Развитие малого предпринимательства в России
- Государственное регулирование деятельности предприятий малого бизнеса
3.1. Государственная поддержка малого бизнеса
3.2. Финансовые методы государственной поддержки развития малого бизнеса
Заключение
Список литературы
Приложение
Российский малый бизнес начал свое развитие сравнительно недавно, но уже прошел сложный путь. Отметим ряд особенностей малого бизнеса России по сравнению с другими странами, а также по сравнению со средним или крупным бизнесом.
Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.
Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических преобразований во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.
Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.
Хозяйственная практика в малом бизнесе находится в причинно-следственной зависимости углубляющейся специализацией общественного производства и дифференциацией товаров и услуг. Экономическая маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность делает малый бизнес необходимым в современном, постиндустриальном обществе.
Недостаточно внимания уделено изучению влияния малого предпринимательства на структурные преобразования региональной экономики; формированию рациональной структуры индустриальных центров на основе развития малого бизнеса; разработке экономического взаимодействия территориальных органов власти и малого бизнеса; методологии комплексной оценки предпринимательских проектов и проведению их экспертизы в отдельных городах и регионах нехарактерных для промышленно развитых стран условиях, условиях переходного периода, переживаемого Россией.
Развитие мелкого предпринимательства необходимо потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса.
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малый бизнес в России на современном этапе его развития, выявить его роль, специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед российским малым бизнесом.
Достижению заданной цели будет способствовать выполнение следующих задач:
- рассмотреть сущность малого бизнеса, его преимущества и недостатки;
- рассмотреть господдержку малого бизнеса;
- раскрыть особенности финансовой отчетности и налогообложения деятельности малого бизнеса;
- рассмотреть российскую практику существования малого бизнеса;
- дать оценку государственной поддержки малого бизнеса в РФ.
Объектом исследования является малое предпринимательство в РФ.
Предметом исследования является малое предпринимательство его функции и место в российской экономике.
1. Сущность малого предпринимательства как особой формы организации бизнеса
1.1 Сущность малого бизнеса. Его преимущества и недостатки
Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств. С одной стороны, именно крупные фирмы располагают большими трудовыми, материальными, финансовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост среднего и малого предпринимательства, в сферах, где не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников.
Среди наукоемких видов производства, а также среди отраслей, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг достаточно много малых и средних предприятий.
В законе «О предприятиях и предпринимательской деятельности» сказано, что предпринимательство это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли
Статус предпринимателя как юридического лица приобретается посредством государственной регистрации предприятия. предприниматель может заниматься любыми видами деятельности, не запрещенные законами, включая хозяйственно – производственную, торгово – закупочную, инновационную, консультационную, юридическую, а также операции с ценными бумагами.
В настоящее время малые предприятия являются неотъемлемой частью социально – экономической системы страны. Они способствуют поддержанию стабильности рыночных отношений, поскольку значительная часть населения втягивается в эту систему отношений; обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка; создают глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, что ведет к динамичности хозяйственного развития и экономическому росту национальной экономики.
Единого международного стандарта классификации как малых, средних и крупных не существует. Это зависит от специфики отраслей, уровня развития и структуры экономики каждой страны.
Определение «малого предприятия» закреплено законодательно. На сегодняшний день нормативно – правовая база, регулирующая деятельность субъектов малого бизнеса представлена следующими нормативными актами:
- Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 06.07.2007)// Парламентская газета, № 99-101, 09.08.2007
- Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ (ред. от 17.07.2010) «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 04.07.2008)// Российская газета, № 158, 25.07.2008
- Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 30.07.2010) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (принят ГД ФС РФ 19.12.2008)// «Российская газета, № 266, 30.12.2008
- Федеральный закон от 17.07.2009 № 162-ФЗ «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 26.06.2009)// Собрание законодательства РФ, 20.07.2009, № 29, ст. 3599
- Указ Президента РФ от 04.04.1996 № 491 (ред. от 06.01.1999) «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 08.04.1996, № 15, ст. 1583
- Указ Президента от 15 мая 2008 № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности»// Собрание законодательства РФ, 19.05.2008, № 20, ст. 2293
- Постановление Правительства РФ от 07.12.2000 № 927 (ред. от 01.02.2005) «О государственной поддержке развития фермерства и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве»// Собрание законодательства РФ, 11.12.2000, № 50, ст. 4906
- Постановление Правительства РФ от 31.12.2008 № 1102 (с изм. от 27.02.2009) «О реализации дополнительных мер по государственной поддержке субъектов малого предпринимательства»//Собрание законодательства РФ», 19.01.2009, № 3, ст. 401
- Постановление Правительства РФ от 27.02.2009 № 178 (ред. от 31.12.2009) «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» //Собрание законодательства РФ, 09.03.2009, № 10, ст. 1226
- Постановление Правительства РФ от 21.08.2010 № 645 «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества»//Российская газета, № 192, 27.08.2010