Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В то же время не следует забывать о том, что объем подобных ограничений должен быть обоснованным и соразмерным. На это важное обстоятельство неоднократно обращал внимание Конституционный Суд РФ. Так, например, в Постановлении от 18 февраля 2000 г. отмечается, что «законодатель обязан гарантировать соразмерность такого ограничения конституционно признаваемым целям его введения. Из этого требования вытекает, что в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может использовать способы регулирования, которые посягали бы на само существо того или иного права, ставили бы его реализацию в зависимость от решения правоприменителя, допуская тем самым произвол органов власти и должностных лиц, и, наконец, исключали бы его судебную защиту».
Лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, безусловно, не могут пользоваться всем объемом прав и свобод, закрепляемых за гражданами Российской Федерации. Но возможно ли ограничение их права на социальное обеспечение и социальное страхование, медицинскую помощь и охрану здоровья? Каковы пределы этих ограничений и в каких целях они осуществлены?
Ответы на эти вопросы являются чрезвычайно важными для значительного числа граждан - по состоянию на 1 февраля 2017 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 862,3 тыс. человек. Россия находится на втором месте после США по соотношению числа заключенных к общей численности населения страны.
Объект исследования: социальное обеспечение.
Предмет исследования: социальное обеспечение лиц, осужденных к лишению свободы на примере Челябинской области.
Цель исследования: рассмотреть общественно-правовые отношения, возникающие по поводу социального обеспечения лиц, осужденных к лишению свободы на примере Челябинской области.
В соответствии с целью исследования были сформулированы задачи исследования:
1 проанализировать конституционное право на социальное обеспечение и проблемы его реализации в Российской Федерации;
2 выделить понятие и виды социального обеспечения осужденных к лишению свободы;
3 описать организацию пенсионного обеспечения осужденных к лишению свободы в Челябинской области;
4 рассмотреть организацию медико-санитарного обеспечения осужденных к лишению свободы в Челябинской области;
5 проанализировать организацию социальной помощи лицам, освобождаемым из мест лишения свободы в Челябинской области.
Методологической основой исследования является системный подход, в рамках которого мы широко использовали метод структурно-функционального анализа, а также общенаучные методы – анализ и синтез, абстрагирование, описание, объяснение; общелогические методы – дедуктивный, индуктивный и традуктивный. Для получения эмпирических данных мы применяли интервьюирование граждан и муниципальных служащих, анализ документов, сравнительный анализ и др.
Данная проблема достаточно изучена в научной теории и правоприменительной практике. При подготовке данной работы были использованы данные научных трудов таких авторов как О.К. Доля, Т.И. Егорова, Ю.М. Заборовская, И.С. Ильясова, Е.Л. Лаврова, Е.О. Лукьянчук и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты исследования и рекомендации переданы в отдел трудоустройства и социальных программ Департамента ФСИН Челябинской области, с целью дальнейшего совершенствования работы по содействию социального обеспечения граждан, пребывающих в местах лишения свободы и освобожденных из пенитенциарных учреждений, на современном рынке труда.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы, 6 приложений. В первой главе рассмотрены вопросы, касающиеся понятия и основных черт социального обеспечения лиц, осужденных к лишению свободы. Во второй главе рассмотрены практические вопросы реализации социального обеспечения лиц, осужденных к лишению свободы на примере Челябинской области.
Глава 1. Понятие и основные черты социального обеспечения лиц, осужденных к лишению свободы
1.1 Конституционное право на социальное обеспечение и проблемы его реализации в Российской Федерации
Право социального обеспечения регламентирует регулятивные (позитивные) или же материальные процедуры. Анализируя действующее социально-обеспечительное законодательство, я пришла к такому выводу, что нормы данные нормы права закрепляют лишь право на саму защиту путем обращения в суд или вышестоящие органы социального обеспечения.
То есть реализовать их можно с помощью юридических норм, которые закрепляют конкретные механизмы судебной и внесудебной защиты[1].
Следует заметить, что материальные нормы права могут быть реализованы лишь при помощи законодательного закрепления процедуры их реализации.
Исходя из структуры конституционного права, к правомочиям социального обеспечение мы можем отнести следующие права:
- на пенсионное обеспечение;
-на социальные пособия и компенсации;
-на социальное обслуживание;
-на медицинскую помощь;
-на предоставление льгот[2].
Говоря о социальном праве, необходимо отметить, что в практическом аспекте данное направление не может быть единым как статутное право человека и гражданина, то есть оно является теоретическим.
Право на социальное обеспечение получает высшую юридическую защиту в Конституции РФ и делает его основным, подлежащим конституционному регулированию.
Закрепление права на социальное обеспечение в Конституции РФ в обязательном порядке должно соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права[3].
К примеру, Всеобщая декларация прав человека 1948 г. дает право гражданину: на социальное обеспечение, на поддержание его достоинства, необходимого для свободного развития его личности в экономической, социальной и культурной областях. Так же каждый человек имеет право на пищу, одежду, жилище, медицинский уход и прочее социальное обслуживание, необходимое для поддержания здоровья его самого и его семьи. Не забываем и про право на обеспечение по безработице, болезни, инвалидности, вдовству и т.д.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах был принят в 1966 г. Этот же Пакт ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР лишь 18 сентября 1973 г., а вступил в силу 3 января 1976 г. Россия несет все юридические обязательства по данному Пакту. То есть право на социальное обеспечение является одной из общечеловеческой ценности в современном мире, обязанности которой возлагаются на РФ через нормы международного права[4].
Опираясь на ст. 39 Конституции РФ, можно охарактеризовать Россию как социальное государство. Политика нашего государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека[5].
Так как статья 7 Конституции РФ дает определение «социального государства» через направленность его политики на создание тех или иных условий, само понятие как таковое отсутствует. В связи с этим различные авторы по-разному интерпретируют данное понятие.
Многие авторы, затрагивая эту тему, указывают на власть политических партий для объединения в построении социального государства.
Так, например, В.Г. Постников социальное государство выражает через законодательную функцию государства, целью которого является регулирование отношений между социальными группами, необходимые для устойчивого развития общества. То есть развитие государства как социума зависит не только от тех целей, которые оно ставит перед собой, но и от общества в целом.
Невозможно перенаправлять блага между членами социальной функции государства. Они связаны и зависят друг от друга, так например эффективность социальной политики во многом зависит от эффективности экономической политики государства и т.д.[6]
Путем распределения экономических благ через систему государственного социального обеспечения, государство создает механизмы финансирования за счет средств работодателя путем отчисления страховых взносов в специальные внебюджетные фонды:
- Пенсионный фонд,
- Фонд социального страхования,
- Фонды обязательного медицинского страхования.
В систему социального обеспечения населения в РФ входят Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Деятельность Пенсионного фонда РФ регулируется такими нормативно-правовыми актами как:
- Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О страховых пенсиях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
- Федеральный закон от 28.12.2013 N 410-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
- Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда".
- Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений".
- Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии".
- Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
- Положение о Пенсионном фонде РФ.
- Федеральный закон от 17 июля 1999 года №178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и др.
Деятельность Фонда социального страхования регулируется такими нормативно-правовыми актами как:
- О введении государственной регистрации актов, издаваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования Российской Федерации ( N 318, 20.03.2001) от 20.03.2001 г. N 318
- О размере пособия по временной нетрудоспособности ( № 508, 15.03.2000) от 15.03.2000 г. № 508
- Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации ( № 1503, 28.09.1993) от 28.09.1993 г. № 1503
- О Фонде социального страхования Российской Федерации (N 822, 07.08.1992) от 07.08.1992 г. N 822.
- Федеральный закон от 17 июля 1999 года №178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и др.
Деятельность Фонда обязательного медицинского страхования регулируется такими нормативно-правовыми актами как:
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
- Федеральный закон от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
- Федеральный закон от 17 июля 1999 года №178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и др.[7]
Власть федерального уровня, власть субъектов РФ, местного самоуправления обладают предметами ведения и полномочиями, свойственными природе соответствующего уровня власти. Но есть и общие точки соприкосновения, выражаемые в предметах совместного ведения. Наличие собственных предметов ведения и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, а также предметов совместного ведения РФ и субъектов РФ закреплено законодательно. Действующей нормативной базой разграничение предметов ведения и полномочий государственных и муниципальных органов власти определено в общих чертах. Сами же критерии, условия отнесения тех или иных предметов ведения и полномочий к компетенции РФ, субъектов РФ, местного самоуправления в законодательстве не устанавливаются[8].
Так, Конституция РФ дает общую схему разграничения предметов ведения и полномочий между уровнями власти. Причем единая конструкция формирования предметов ведения РФ, совместного ведения РФ и ее субъектов, местного самоуправления не выдерживается. К сожалению, конституционные нормы не дают ответа на вопросы, какие критерии, принципы были положены в основу определения предметов совместного ведения РФ и субъектов РФ, почему отсутствуют конституционные критерии разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и местным самоуправлением?