Введение
Глава 1. Применение информационных технологий в Таможенном союзе
1.1. Правовые и организационные основы применения информационных технологий
1.2. Интегрированная информационная система внешней и взаимной торговли Таможенного союза
Глава 2. Анализ информационно-технического обеспечения таможенных органов
2.1. Обеспечение информационного взаимодействия государств - членов ТС
2.2. Оснащение таможенных органов информационно-техническими средствами
2.3. Оснащение таможенных органов современным телекоммуникационным оборудованием
Глава 3. Проблемы и перспективы внедрения информационных систем и информационных технологий в ТС
Заключение
Список используемой литературы
Меняющиеся условия развития мировой торговли начала XXI века ведут к созданию современных систем управления и технологий регулирования внешнеэкономической деятельности. Современные подходы к регулированию внешней торговли определяют принципы деятельности таможенных служб мира на ближайшие годы. К ним, в частности, относятся: применение информационных технологий таможенного декларирования и контроля; развитие внешней и внутренней информационно-таможенных сред и обмена информацией в них; моделирование таможенных процессов; развитие новых взаимоотношений между таможенной системой и участниками внешнеэкономической деятельности.
Активное включение России в мировую внешнеэкономическую систему, рост объемов регулирования внешнеторговых операций, широкое внедрение новых информационных технологий привели к тому, что в последние годы российская таможенная система подверглась значительным изменениям, став более сложной, многомерной и интеллектуальной. Таможенная служба России вносит значительный вклад в доходную часть федерального бюджета страны. Таким образом, происходит трансформация таможенного дела в самостоятельную отрасль национальной экономики, где наряду с традиционными видами государственных работ, расширяется сфера услуг и зарождается производство информационной продукции.
Для российской таможенной системы наступил период освоения новых моделей таможенных отношений и политики, современных схем регулирования международного товарообмена, быстрой адаптации и адекватного реагирования на постоянно меняющуюся внешнеэкономическую среду, применения информационного обеспечения принятия таможенных решений.
Появление информационных технологий, связанных с новыми моделями внешнеэкономической корпоративной деятельности, обусловило коренные изменения в характере деятельности таможенной службы, потребовало совершенствования таможенно-логистических, таможенно-расчетных операций, таможенного постаудита, системы управления рисками, которые стали бы реально действующим современным инструментом государственного регулирования внешней торговли.
Целью курсовой работы является изучение стандартов внедрения информационных систем и информационных технологий, установленных ТК ТС.
Глава 1. Применение информационных технологий в Таможенном союзе.
1.1. Правовые и организационные основы применения информационных технологий
Прогресс экономики сегодня во многом определяется передовыми информационными технологиями, без которых невозможно представить дальнейшее развитие общества. Этому способствовали формирование единого всемирного информационного пространства, создание глобальных информационных систем и технологий, структурирование информационных потоков и ресурсов, превращение информации в предмет рыночной востребованности. Применение ИТ-технологий в органах государственной власти, деятельность которых сопряжена с необходимостью обработки и анализа большого объема разнородной информации, на современном этапе особенно актуально. Именно ИТ-технологии являются одним из основных факторов, определяющих тенденции развития Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России) и инструментов таможенного администрирования. Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ-технологии - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации с помощью вычислительной техники, и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.
Первым шагом по выработке правил использования передовых технологий в ЕврАзЭС стало Соглашение о единых подходах в применении информационных технологий при таможенном контроле за перемещением товаров и транспортных средств через границы государств - членов Евразийского экономического сообщества. Указанное Соглашение в целом носит рамочный характер и определенным образом содействовало развитию информационного взаимодействия таможенных служб государств-членов Евразийского экономического сообщества.
Реальные правовые условия информационного обеспечения функционирования прозрачной и единообразной системы таможенного регулирования на единой таможенной территории закреплены в положениях Таможенного кодекса Таможенного союза.
Нормы Кодекса направлены на обеспечение информационной открытости и прозрачности совершения таможенных операций и таможенного контроля, на использование финансовых инструментов для повышения конкурентоспособности участников внешнеторговой деятельности государств - членов Таможенного союза. В этой связи особое место занимают мероприятия по созданию Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза, а также развитие национальных автоматизированных информационных систем контролирующих органов государств - членов Таможенного союза.
Таможенное законодательства Таможенного союза в части использования электронных «инструментов» базируется на международных нормах - Конвенции ООН Об использовании электронных сообщений в международных договорах 2007 г., практике применения информационных систем и технологий в таможенной сфере, установленных Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Брюссельского протокола 1999 г. и Рамочных стандартах безопасности и облегчения мировой торговли 2005 г.
Глава 7 Генерального приложения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур определяет четыре стандартных правила использования информационных технологий, применение которых признается необходимым и обязательным для достижения целей Конвенции.
Первое стандартное правило гласит, что таможенная служба в целях обеспечения таможенных операций применяет информационные технологии, если они экономически выгодны и эффективны для таможенных служб и участников внешней, торговли. Таким образом, особо подчеркивается экономическая целесообразность и эффективность применения информационных технологий для субъектов внешней торговли: бессмысленно применять технологии, если они затрудняют международную торговлю либо затраты на их применение существенно превышают выгоды от их использования. Киотская конвенция предусматривает, что национальные таможенные службы сами определяют условия внедрения информационных технологий, тем самым предоставляется возможность таможенным органам реагировать на конкретные экономические условия, оптимально использовать ресурсы государства и коммерческого сектора.
Второе правило предусматривает применение международных стандартов при внедрении компьютерных технологий. Использование международных стандартов позволит избежать технологических различий при создании информационных систем и обеспечить свободный обмен информацией. Организация оперативного обмена информацией во внешнеторговой сфере - это необходимый для всех сторон взаимодействия процесс, позволяющий повысить производительность и сократить издержки участников внешней торговли и таможенной службы, в то же время избежать проблем, связанных с нарушением таможенных правил.
Третье правило рекомендует при внедрении информационных технологий проводить широкие консультации со всеми заинтересованными лицами, что позволяет оценить эффективность такого внедрения, осуществить единообразный порядок применения информационных технологий.