Человеческое общество находится в постоянном развитии, меняются формации, а вместе с ними и вид общественных отношений, требующий свое закрепление в правовых источниках для защиты прав граждан. В период Буржуазных революций начинается новый уровень правового материала, который более детально отражает наиболее важные стороны жизни. В наши дни наиболее важные общественные отношения закреплены в правовом материале. Для того чтобы понять смысл правового массива, важность принятия той или иной нормы, которая регулирует какие-либо отношения важно иметь высокий уровень правосознания как у народа, так и у субъектов законотворчества[1].
Актуальность исследования. Данная проблема актуальна, так как существует практика принятия правовых актов, которые из-за низкого уровня правосознания являются ненужными для данного общества или общество, в силу той же причины, считает данный закон не должен быть принят. Правовое сознание как сфера общественного, группового или индивидуального сознания связано с отражением правозначимых явлений и обусловлено правозначимыми ценностями, пониманием и представлением должного правопорядка. Оно определяется социально-экономическими условиями жизни общества, его культурно-правовыми традициями. Правовое сознание дает представление людей о праве, отражает понимание людьми содержание прав и обязанностей, их представление о существующем праве, о необходимости изменения норм права. С.С. Алексеев понимает правосознание как особый элемент правовой действительности, стоящий в одном ряду и находящийся в прямой взаимосвязи с другими формами общественного сознания- политическим, нравственным и другими. Правосознание- это форма общественного сознания, совокупность идей, концепций, взглядов, чувств, оценок, эмоций людей, в которых выражается отношение общества к праву, и поведение людей в правовой сфере.
Правовые взгляды определенной группы людей выражают и конкретизирует политические установки и требования, которым она стремится придать всеобщую силу закона.
Целью данного исследования является изучение вопроса правосознания и выявление особенностей правосознания предпринимателя.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- определение понятий правосознания личности и общества, его видов, структуры и функций,
- рассмотрение правовой идеологии предпринимателя,
- изучение истории формирования предпринимательского правосознания в России,
- определение понятия правового нигилизма,
- рассмотрение правовой психологии предпринимателя,
- выявление деформации сознания предпринимателя.
Объект исследования – явление и процессы правосознания в психолого-правовом поле.
Предметом исследования является правовая психология предпринимателя в РФ.
Современная юридическая наука существенным образом затрагивает этический и философский аспекты правосознания. Указанные аспекты отражены в работах Н. А. Бердяева, В. М. Гессена, И. А. Ильина, Б. А. Кистяковского, П. И. Новгородцева, Л. И. Петражицкого и др. На настоящий период развития юридической науки не менее важным является социологическое исследования правосознания, направленное на изучение отношений субъектов предпринимательства в праве, к таковым относятся работы А. Д. Бойкова, Н. М. Галимова, Ю. Р. Догадайло, К. Е. Игошева, В. П. Казимирчука, А. Ф. Колотова, Е. А. Лукашевой, А. В. Мицкевич, И. Ф. Рябко, В. П. Сальникова и др. Важно отметить, что структура правосознания характеризуется достаточно узко и включает два компонента: правовую идеологию и правовую психологию. Оба компонента отражены в трудах с Н. Н. Вопленко, Е. А. Лукашовой, Б. В. Никитина и др. Данные работы и составили теоретическую базу исследования.
При проведении исследования использовался диалектико-материалистический метод, как наиболее разработанный и эффективный способ научного познания. Вместе с тем был использован и системный подходы. Исследование проводилось с использованием логического, формально-юридического и психологического методов. Изучая сущностные аспекты деформации правового сознания предпринимателей России, автор исходил из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, международных соглашений и рекомендаций ООН в области защиты прав человека и борьбы с преступностью, законов РФ, указов Президента РФ, ведомственных нормативных актов и других документов. Они и выступили нормативной основой исследования.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением и списком использованных источников.
В первой главе представлена информация, касающаяся вопроса правосознания в качестве психолого-правового явления, дано определение понятию правосознания личности и общества, определены его структура, вид и функции. Рассмотрена правовая идеология предпринимателя. Изучен вопрос истории формирования предпринимательского правосознания в России.
Вторая глава отражает исследование вопроса правовой психологии предпринимателя, рассмотрено понятие правового нигилизма, проведено исследование вопроса правовой психологии предпринимателя.
В третьей главе рассмотрен вопрос деформации правосознания предпринимателя, дано определение понятию деформации правосознания, определены его виды, изучена сущность.
Заключение содержит общие выводы по исследуемой теме.
Глава 1. Правосознание как психолого-правовое явление
1.1 Правосознание личности и общества: понятие, виды, структура, функции. Понятие сознания и правосознания
«Трудности развития государственно-правовой системы в современной России во многом связаны с изменением и ломкой правовых ценностей. В данной работе рассматриваются потенциальные возможности правосознания как соционормативной системы гражданского общества. Делается вывод о том, что механизм становления гражданского общества - это система социальных связей и отношений людей, имеющих определенный уровень правосознания, обусловленный экономическими и социокультурными отношениями, политическими и культурными интересами, а также функциями институтов гражданского общества, формирующими потребности и мотивационную структуру индивидов, а, следовательно, социальных действий, посредством которых проявляется управленческий процесс»[2].
Правосознание представляет собой такую форму общественного сознания, в которой через систему представлений и взглядов, чувств и эмоций, оценок и убеждений выражается отношение человека, обособленных социальных групп или целого общества к современным правовым явлениям и существующему праву. Следует отметить, что правосознание отражает субъективное восприятие правовых явлений, что неразрывно связано с волей и сознанием личности. Нравственные, социальные, экономические и политические аспекты общества не могут быть регламентированы нормативными актами пока общество их не осознает в качестве неотъемлемого звена правопослушного поведения.
Понятие правосознания обладает следующей структурой:
– осознание содержания задач и целей правовых норм;
– субъективное понимание личностью правовых норм;
– готовность реализовывать правовые нормы.
Важно отличать конформность в качестве свойства характера и добровольного, глубокого осознания осуществления правовых норм, понимания их разумности.
В науке принято выделять следующие разновидности правосознания:
– индивидуальное – отражает внутренние взгляды и убеждения человека к праву;
– групповое – определено отношением к праву различных социальных групп и общностей;
– корпоративное – выражает отношение представителей различных профессий, трудовых коллективов и организаций;
– массовое – правосознание толпы, большого объема людей;
– общественное – выражает отношение общества к праву, является совокупностью знаний, мнений и представлений о праве, которые нередко представляются в виде диаметрально противоположных взглядов.
«Оговоримся, целесообразность данной классификации носит скорее идеологический характер. Действительно, разве можно охарактеризовать как нечто целостное правосознание всего общества, стратифицированного и предельно неоднородного? Конечно же, это утопия»[3].
«Что касается правосознания группового, корпоративного и массового, то представляется затруднительным изучать названные феномены посредством использования психологических знаний. Общие выводы об особенностях данных разновидностей правосознания, вероятно, и возможны, но необходимо помнить, что наиболее эффективно психологическая наука изучает отдельного человека во всей уникальной совокупности его психических проявлений. Изучение достаточно аморфного по своему содержанию образования целесообразно посредством методов такой области знания, как философия или теория государства и права»[4].
Правосознание обладает структурой, которая представляет собой внутреннюю организацию всех элементов системы, которая характеризуется определенным способом взаимосвязи и взаимодействия ее образующих компонентов. Главными составными, образующими структуру правосознания являются правовая идеология и правовая психология.
Правовая идеология – это система различных взглядов, идей, понятий, принципов, суждений, находящихся в определенной совокупности, которая реализуется посредством логического мышления, составляя систематизированную основу общественного правосознания. Правовая идеология является продуктом сознательной, организованной и целеустремленной деятельности теоретиков.
Не менее важным элементом правосознания является правовая психология. Она представляет собой совокупность привычек и традиций, настроения и переживания, чувств и эмоций личности в отношении правовой действительности. Правовая психология, являясь основным звеном правового правосознания, происходит на рефлекторном уровне, независимо от деятельности мозга человека. Говоря о различиях между правовой психологией и правовой идеологией, следует отметить, что правовая психология являет собой набор несвязанных фактов, отражающих правовую действительность, а правовая идеология отражает правовую действительность как систему, которая не смогла бы существовать без какого-либо звена.
Правовая психология отражает правовую действительность в том объеме, в котором её воспринимает субъект. Правовая психология крайне быстро реагирует на изменения, происходящие в правовой среде, так как субъект испытывает эти изменения на себе. Правовая идеология более медленно реагирует на эти изменения, так как для глубокого изучения требуется время[5].
Кроме того, некоторые ученые в структуру правосознания включают следующие элементы: индивидуальные знания о праве - это индивидуальный уровень знаний каждого человека, независимо от сферы деятельности и профессии; личностные ценности индивида - это личный опыт человека, опираясь на который субъект анализирует правовые явления; субъективная воля индивида - это способность лица на основании своих знаний и чувств принимать решение о правомерности или не правомерности своего поведения.
Важно отметить следующие виды правового сознания. В зависимости от субъекта, обладающего правом выделяют: индивидуальное, групповое и общественное правосознание. Индивидуальное правосознание принадлежит конкретному лицу и является результатом включения человека в систему общественных связей и осознания им других видов правосознания. Возможно влияние индивидуального правосознания на групповое и общественное.
Особенностью индивидуального правосознания является его уникальность и неповторимость, но эти характеристики имеют конец своего существования, обозначенное смертью человека. Групповое правосознание возникает у определенной группы людей, объединенных общей целью и интересами[6].
В зависимости от потребностей и интересов участников той или иной группы происходит осознание и изменение правовой действительности. Общественное правосознание несет в себе устойчивые взгляды на право, типичные для данного общества. На данном этапе правосознания окружающая правовая действительность отражается в полном объеме и всесторонне. Существует и иная классификация видов правового сознания – по способу отражения правовых реалий. Выделяется обыденное правосознание, которое формируется стихийно на базе повседневной жизни граждан.