Введение
Глава 1. История социальной защиты в России
1.1. Становление социальной политики в России
1.2. Становление социальной политики в Нижегородской области
Глава 2. Социальные услуги, предоставляемые населению России
2.1. Основы социальной защиты населения
2.2. Полномочия Министерства социальной политики Нижегородской области
2.3. Система социальной защиты населения и ближайшие прогнозы
Заключение
Список использованных источников
Государственная политика Российской Федерации в области социальной политики, а так же поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Федеральными законами Российской Федерации, а так же законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положением статьи 7 Конституции «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.[1]
Отмечу, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье каждого его гражданина. Это проявляется в том, что законодательством установлен и гарантирован минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии по социальной защите.
На сегодняшний день, такие вопросы как семья, материнство, отцовство и детство; социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (исходя из темы курсовой работы Нижегородской области).
Россия сегодня – одна из ведущих держав с мощным внешнеэкономическим и оборонным потенциалом. Но с точки зрения важнейшей задачи обеспечения качества жизни и благосостояния людей мы, конечно же, ещё не достигли необходимого нам уровня. Но мы должны это сделать и сделаем это. Роль, позиции государства в современном мире определяют не только и не столько природные ресурсы, производственные мощности, – я говорил уже об этом, – а прежде всего люди, условия для развития, самореализации, творчества каждого человека. Поэтому в основе всего лежит сбережение народа России и благополучие наших граждан. Именно здесь нам нужно совершить решительный прорыв. Повторю: прочный фундамент для этого создан. И потому сегодня мы можем ставить и решать задачи нового уровня. У нас уже есть опыт реализации масштабных программ и социальных проектов. Наша экономика показала свою устойчивость, а достигнутая стабильная макроэкономическая ситуация открывает новые возможности для прорывного развития, для долгосрочного роста.
В мире сегодня накапливается громадный технологический потенциал, который позволяет совершить настоящий рывок в повышении качества жизни людей, в модернизации экономики, инфраструктуры и государственного управления. Насколько эффективно мы сможем использовать колоссальные возможности технологической революции, как ответим на её вызов, зависит только от нас. И в этом смысле ближайшие годы станут решающими для будущего страны. Подчеркну это: именно решающими[2].
Именно поэтому мною выбранная для написания курсовой работы тема является актуальной и требует изучения.
Степень разработанности проблемы. Стремясь принять участие в совершенствовании системы защиты прав граждан в условиях изменений социальной сферы, специалисты в области философии, социологии, педагогики, истории и других наук сосредоточились на актуальных проблемах социальной защиты.
Изучением актуальных вопросов в данной сфере занимались такие ученые как: В.Г. Бочарова, С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, Н.С. Данакин, В.И. Жукова, И.Г. Зайнышев, И.А. Зимняя, В.В. Колгова, И.М. Лавриненко, В.А. Никитин, П.Д Павленок, А.М. Панов, А.С. Сорвина и др.
Что касается социальной политики нашего государства на разных этапах его существования на сегодняшний день является одной их наиболее малоисследованных и интересных проблем отечественной истории.
Цель курсовой работы - рассмотреть существующую систему социальной защиты населения на территории Российской Федерации, а так же пути совершенствования работы по усилению социальной защищенности населения.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
- Изучить историю становления социальной защиты в России, начиная с времен Ивана Грозного;
- Рассмотреть становление социальной защиты на примере Нижнего Новгорода;
- Изучить сущность и принципы социальной защиты населения в Российской Федерации;
- Рассмотреть принципы государственной социальной политики;
- Дать характеристику форм социальной поддержки и защиты населения;
- Проанализировать полномочия Министерства социальной политики Нижегородской области.
Объектом курсовой работы являются теоретические основы социальной политики, а так же изучение механизма предоставления социальных услуг населению.
Предметом курсовой работы являются особенности организации и функционирования социальной защиты в Российской Федерации.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассматривается история становления социальной защиты в России, и особо заострено внимание на становления социальной защиты в Нижегородской области.
Вторая глава посвящена рассмотрению сущности и принципам социальной защиты населения в Российской Федерации, характеристике форм социальной поддержки и защиты населения, а так же полномочиям Министерства социальной политики Нижегородской области.
В заключении еще раз указаны выводы, которые были мною сделаны в ходе написания работы.
Глава 1. История социальной защиты в России
1.1. Становление социальной политики в России
Социальная сфера, или как ее еще называют – социальная работа в Российской Федерации зародилась достаточно давно. Понятие «социальная политика» зародилось в России более тысячи лет назад и многие ученые приравнивают основу развития благотворительности и «взаимопомощи» к крещению Руси, а именно к 988 году.
Царь Иван IV (Грозный) при своем правлении предпринял немало мер, нацеленных на узаконивание благотворительности в рамках государственной политики. Т.е. он пытался уже в то время сделать благотворительность некой функцией (или привилегией) государства (царя). Расходование средств казны, равно как и средств царя, в те времена были понятиями равнозначными, они полностью находились в ведении самого правителя, и без его согласия движение денег куда либо просто не происходило. При отсутствии социальной политики государства все траты, которые шли на помощь малоимущим жителям Руси вполне считались именно благотворительностью (милостью государя).[3]
Вскоре, издавались различные законы, направленные на оказание помощи нуждающимся. В короткое время был создан ряд благотворительных учреждений, финансируемых как из государственной казны, так и за счет частных пожертвований. Милосердие и благотворительность стали основными ценностями православия: монастыри и церковные приходы содержали больницы, приюты, школы для сирот, библиотеки, организовывали бесплатные обеды.
Далее благотворительностью занимались такие цари как: Федор, последний из династии Рюриковичей, Борис Годунов, Василий Шуйский, Михаил Федорович, Алексей Михайлович.
Эпоха нищелюбия (или по другому, эпоха прошения) пришлась на время царствования Петра1. По его инициативе были созданы различные госпитали, смирительные дома, организовано бесплатное содержание и обучение сирот и солдат в монастырях.[4] Т.е. при Петре 1 государство всячески помогало, организовывало и поощряло социальную защиту разных слоев населения, которые вследствие болезни, потери кормильца или еще каким то причинам не могли сами себя содержать. Можно сделать вывод о том, что в это время начинают появляться признаки (основания) получения помощи (например, направление в смирительные дома).
Система государственного призрения в России сложилась при Екатерине II, издавшей в 1763 году указ об открытии в Москве, а затем в Петербурге воспитательного дома.
А в 1773 году во всех губерниях России были созданы приказы общественного призрения, занимающиеся вопросами помощи нуждающимся. Продолжила дело Екатерины II жена сына, императрица Мария Федоровна, которая возглавила императорские воспитательные дома и коммерческое училище для мальчиков, основанное в Москве на средства А. Демидова.
К числу наиболее известных благотворительных заведений России следует отнести Императорское Человеколюбивое общество, Ведомство учреждений Императрицы Марии, Попечительство о домах трудолюбия и работных домах. За годы царствования Александра I, Обществом было основано десять богоугодных заведений в Петербурге и учреждено шесть попечительных комитетов в Москве.[5] В начале двадцатых годов в России основано восемьдесят два процента всех благотворительных заведений и девяносто пять процентов благотворительных обществ. Что касается социальной политики советского государства на разных этапах его существования, то она представлена одной их наиболее малоисследованных и интересных проблем отечественной истории.
В первые послереволюционные годы деятельность Советского правительства была направлена на повышение благосостояния трудящихся.
С декабря 1917 г. было введено Положение о страховании на случай безработицы. Тогда же вышел Декрет ВЦИК и СНК О страховании на случай болезни. В апреле 1918 г. Наркомат Государственного призрения был преобразован в Наркомат социального обеспечения (НКСО). Это означало, что вопросы социального обеспечения трудящегося населения становились стержнем государственной политики страны в области социальной помощи. Положено начало формирования общедоступной и бесплатной системы медицинского обслуживания населения.[6]
Далее в стране стали создаваться кооперативные организации инвалидов; Всероссийское общество слепых; Всероссийское общество глухонемых. Учреждены пенсии по старости рабочим текстильной промышленности, а в 1929 г. – введены пенсии по старости для рабочих тяжелой промышленности и транспорта.
26 июня 1941 г. был принят Указ Президиума ВС СССР О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время.
В июле 1944 г. увеличены льготы для матерей и беременных.
После смерти Сталина внесены изменения в социальную политику. Проведение успешной социальной политики позволило сделать следующие выводы: во-первых, снижен уровень смертности в России; во – вторых, улучшен сектор жилищного строительства; в-третьих, начала резко развиваться промышленность; в-четвертых, повышен уровень заработной платы.
К середине восьмидесятых годов с десяти до двадцати процентов увеличен размер надбавки к пенсии по возрасту за непрерывный стаж рабочим и служащим, проработавшим на одном предприятии не менее двадцати пяти лет. Была введена скидка пятьдесят процентов на лекарства пенсионерам. Для женщин вводился частично оплачиваемый отпуск.
Но в начале восьмидесятых годов уровень жизни в России стал снижаться. В стране назревала необходимость проведения реформы социальной системы и ее важной части – социального обеспечения. Попытки реформирования были предприняты в период перестройки, а также в девяностые годы в условиях самостоятельного развития РФ. Социальная работа как профессиональная деятельность начинает складываться в начале девяностых годов.