Прокурорский надзор в гражданском судопроизводстве осуществляется в связи с тем, чтобы выполнялось требование о полном, объективном, своевременном и всестороннем разбирательстве во всех судебных инстанциях, выносились законные и обоснованные решения по каждому делу, а также в соответствии с законом обращались к исполнению.
Актуальность исследования заключается в исследовании роли, пределов участия, а также проблемных аспектов деятельности прокурора в гражданском судопроизводстве.
Прокурор при участии в рассмотрении гражданских дел судами должен:
1) защищать конституционные и иные охраняемы законом права и интересы граждан, общества и государства;
2) содействовать методами прокурорского надзора осуществлению правосудия при рассмотрении судами конкретных дел.
Предметом исследования данной курсовой работы является используемая нормативная база гражданского судопроизводства.
Объектомисследования представленной курсовой работы является общественные отношения, возникающие по поводу участия прокурора в гражданском процессе.
Цель исследования – анализ статуса и основных функций прокурора в гражданском судопроизводстве.
Для достижения данной цели требуется решить следующие задачи:
1) проанализировать процессуальное положение прокурора в гражданском судопроизводстве;
2) исследовать формы участия прокурора в суде первой инстанции;
3) проанализировать особенности участия прокурора в иных стадиях гражданского процесса, а также раскрыть противоречия законодательной регламентации даннного правового института для извлечения способов устранения данных недороботок.
Теоретико – методологическая базапри написании итогов мной были изучены нормативно – правовые акты Российской Федерации, её субъектов, локальные нормативно – правовые акты. Более того мной прочитана и проссмотрена юридическая литература по теме исследования, в том числе таких авторов как (А. А. Власов, А. Ю. Винокуров, Ю. Е. Винокуров, М. П. Поляков, А. Н. Чашин, М. Ю. Лебедева, И. А. Зенин), а также иные источники, из которых производилось накопление информации для данной курсовой работы.
Методы исследования являются аналитическими.
Структура настоящего исследования состоит из введения, трех глав, каждая из которых содержит параграфы, заключения, списка используемой литературы, глоссария и ряда приложений.
ГЛАВА I. ИНСТИТУТ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
- Образование и развитие прокуратуры в России
В России прокуратура появилась с изданием Петром Iименного указа в 1722 г. «Об обязанностях сенатских членов, о заседаниях президентов воинских коллегий, иностранной и бегр-коллегий в Сенате, о бытии при Сенате генерал- и обер-прокурорам, рекетмейстеру, экзекутору и геральдмейстеру, а в каждой коллегии по прокурору…», и функционировала как орган наблюдения за законностью действий должоностных лиц и охраны государственных интересов. Созданная в петровские времена прокуратура как «око государство» была призвана выполнять преимущественно надзорные функции. Одной из форм их реализации стало участие в суде.
Первоначально эти полномочия прокурора были весьма незначительны, но в ходе судебной реформы 1864 г. они подверглись серьезным изменениям в направлении перенесения основных функций прокуратуры в сферу судопроизводства.
В гражданском процессе прокурор выступал, как правило, с заключением после состязания сторон. Если дело представляло публичный интерес, то прокурору предоставлялось право выступать в качестве «главной стороны», состязаясь с другой стороной в качестве истца или ответчика и защищая не права этих лиц, а сам закон. Однако при участии прокурора в гражданском процессе он не наделялся правом на предъявление иска в защиту интересов государства и общества. Последствием революции 1917 г. стало усиление вмешательства государства в «частноправовые отношения» и тем самым в споры, рассматриваемые в рамках гражданского процесса. Это проявилось в том числе в предоставлении прокурору широких полномочий в гражданском судопроизводстве, позволяющих ему как начать дело, так и вступить в него на любой стадии процесса,если, по его мнению, этого требует охрана интересов государства или общества. Впоследствии регламентации полномочий прокурора в гражданском процессе направлялась на осуществление им надзора за законностью рассмотрения гражданских дел в судах. Свое последующее развитие институт прокурорского надзора получил в 1922 г. Подчеркивая коренное отличие советского права от буржуазного, В.И. Ленин в феврале 1922г., во время подготовки Гражданского кодекса указывал, что вмешательство государства в гражданские дела следует расширить. Это указание было реализовано в первых гражданских и гражданских процессуальных кодексахсоюзных республик. Суду и прокуратуре были предоставлены широкие возможности проявлять свою активность и инициативу в гражданском процессе в целях защиты прав и законных интересов трудящихся и государства. Как известно, В.И. Ленин в своих работах, уделял большое внимание укреплению законности в жизни страны и, исходя из этого определял задачи советской прокуратуры.
А именно, прокурор должен был следить за установлением единообразного понимания законности во всей республике. Его единственное право и обязанность было передать дело на решение суда. Прокурор мог опротестовать любое незаконное решение, но в случае, если это решение расходится с законом.
Таким образом, перед органами прокуратуры стояли следующие задачи: надзор за законностью и обеспечение единообразного понимания и применения законов на территории всей страны.
В истории прокуратуры в советский период также, следует заметить, что долгое время прокуратура являлась не самостоятельным органом и входила в состав системы органов юстиции, а затем и в Верховный Суд СССР. Автономность была обретена прокуратурой в 1933 году, в соответствии с Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 г. «Об учреждении Прокуратуры СССР» и утвержденному 17 декабря 1933 г. Положению о Прокуратуре СССР. Впоследствии, прокуратура становится самостоятельным органом. Также были определены ее функции и отрасли прокурорского надзора: общий надзор, надзор за законностью и правильностью действий ОГПУ и полиции, надзор за предварительным расследованием, надзор за правильным и единообразным применением законов судебными органами, надзор за законностью и правильности деятельности исправительно-трудовых учреждений. И в наши дни сохранились, перечисленные выше направления деятельности, несмотря на большое количество реформ.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20.07.1936 г. «Об образовании Народного Комиссариата юстиции Союза ССР» все органы прокуратуры передавались в полное подчинение Прокурору СССР и исключались из системы народных комиссариатов юстиции союзных и автономных республик.[1]
Постановлением СНК СССР от 05.11.1936 г. утверждается структура Прокуратуры СССР, состоящая из: главной военной прокуратуры; главной прокуратуры железнодорожного транспорта; главной прокуратуры водного транспорта; отдела общего надзора; уголовно-судебного отдела; гражданско-судебного отдела; следственного отдела; отдела по специальным делам; отдела по надзору за местами заключения; отдела по жалобам; отдела кадров; группы учета и информации; особого сектора; управление делами; секретариата.
Особое место, в развитии законодательства о прокурорском надзоре, имело принятие 5 декаюря 1936 г. Чрезвычайным VIII Съездом Советов Конституции СССР, возложившая на Генерального прокурора СССР обязанность осуществления высшего надзора за исполнением законов министерствами и подчиняющимся им учреждениями, должностными лицами и гражданами СССР. Прокуратура стала самостоятельной системой государственных органов, выполняла свои функции независимо от местных органов и повиновалась только Генеральному прокурору СССР, он же был подчинен Верховному Совету СССР. Значительный вред законности, правами граждан был нанесен в период репрессий, когда деятельность правоохранительных органов была изменена и преимуществом овладеликарательные органы (ОГПУ, НКВД, МГБ). Их приоритет признавался и использовался высшими государственными органами.
Указом Президиума Верховного Совета СССР, от 24 мая 1955 г. «Об утверждении Положения о прокурорском надзоре в СССР», определялись задачи, принципы прокурорского надзора, его содержание и основные направления деятельности.[2]
Следующей вехой в развитии прокуратуры стало принятие Конституции СССР 1977 года и утверждение новой редакции от 30 ноября 1979 г. Федерального Закона «О прокуратуре СССР», в соответствии с которой, деятельность прокураторы была направлена на укрепление законности и правопорядка. Закон возлагал на органы прокуратуры контроль и координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с различными правонарушениями, а высший надзор был возложен не только на Генерального прокурора, но и на нижестоящих прокуроров согласно их компетенции, определенной законом.[3]
Органы прокуратуры были обязаны контролировать и координировать деятельность правоохранительных органов, а также должны были укреплять законность и следить за правопорядком в стране.
Таким образом, можно сделать вывод, что длительное нахождение прокуратуры в системе органов исполнительной власти дестабилизировало ее независимость и самостоятельность, то есть фактически, существующие нормативно-правовые акты принуждали осуществлять прокурорский надзор в интересах местных властей, в ущерб усиления законности. Даже после принятия Конституции 1936 г. и законов, формально провозглашающих независимость прокуратуры, по существу ничего не изменилось.