Введение
Глава 1. Понятие подсудности, основные виды и отличия от подведомственности
1.1 Понятие подсудности, основные виды и отличие от подведомственности
1.2 Несоблюдение правил подсудности
Глава 2. Виды подсудности
2.1 Родовая подсудность
2.2 Территориальная подсудность
Заключение
Список литературы
Актуальность работы. В связи с развитием гражданского процесса в России, а также с расширением сферы судебной защиты субъективных прав и законных интересов усиливается роль подсудности гражданских дел.
Институт подсудности в гражданском процессе занимает одно из центральных мест, ведь верное определение подсудности чрезвычайно важно для правильного разрешения дела.
- Во-первых, потому что правила определения подсудности призваны способствовать более легкому и быстрому разрешению дела.
- Во-вторых, потому что определение подсудности влияет на законность судебного решения (если дело принято и рассмотрено с нарушением правил подсудности, то решение подлежит отмене как принятое в незаконном составе суда).
Поэму тема проблемных вопросов, связанных с определением правил подсудности была и остается актуальной для рассмотрения.
В настоящее время имеется довольно большой массив научных изысканий относительно подсудности гражданских дел. Изучением данного вопроса занимались такие ученые-теоретики, как М.А. Рожков, Н.М. Кострова, М.Ю. Козлова, Л.А. Грось и др. Однако, процессуальное законодательство находится в постоянном движении, поэтому проблема определения правил подсудности должна изучаться.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение института подсудности в гражданском процессе.
Задачи обусловлены поставленной целью и состоят в следующем:
- определить понятие подсудности гражданских дел;
- назвать и охарактеризовать виды подсудности гражданских дел;
- обозначить проблемные вопросы, связанные с применением правил подсудности гражданских дел.
Необходимо отметить, что специфика данной курсовой работы состоит в том, что, так как в отношении понятия подсудности в научных кругах не возникает явных разногласий, основные проблемные вопросы связаны именно с применением правил подсудности.
Глава 1. Понятие подсудности, основные виды и отличия от подведомственности
1.1 Понятие подсудности, основные виды и отличие от подведомственности
Подсудность – это институт (совокупность правовых норм), регулирующий относимость подведомственных судам дел к ведению конкретного суда судебной системы для рассмотрения по первой инстанции[1].
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему Российской Федерации.
Гражданские дела неподведомственны конституционным судам. Среди судов общей юрисдикции выделяются мировые судьи; районные суды; верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов (суды субъекта Федерации); Верховный суд Российской Федерации. В совокупности данные суды составляют четыре звена судебной системы.
Распределение компетенции между этими судами определяется территориальной и родовой подсудностью. Родовая подсудность закрепляет компетенцию каждого звена судебной системы в плане рассмотрения и разрешения гражданского дела по первой инстанции.
Мировые судьи являются самым молодым звеном в судебной системе. Закон о мировых судьях определяет порядок образования судебных участков, статус мировых судей. Компетенция мировых судей, закрепленная в Законе «О мировых судьях в Российской Федерации» практически без изменений была закреплена впоследствии в ГПК РФ. Статья 23 ГПК РФ определяет круг гражданских дел, подсудных мировому судье.
Традиционно к подсудности районного суда относится наибольшее количество гражданских дел. Поэтому конкретная подсудность районного суда определяется методом исключения. ГПК РФ[2] закрепляет конкретный круг дел, относящихся к компетенции мировых судей, судов субъекта Федерации, Верховного Суда Российской Федерации. Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» закреплена компетенция военных судов. Все остальные дела рассматриваются в районном суде.
Военные суды Российской Федерации входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Военные суды рассматривают гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.
Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов рассматривают и разрешают в качестве суда первой инстанции гражданские дела, характеризующиеся повышенной значимостью.
Статья 26 ГПК РФ включает в компетенцию судов субъектов Федерации:
1) связанные с государственной тайной;
2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;
3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ;
4) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.
Законом к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа могут быть отнесены и другие дела[3].
В ведении Верховного Суда РФ находятся дела, обладающие общегосударственным значением.
Согласно ч. 1 ст. 27 ГПК РФ Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела:
1) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства РФ;
2) об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;
3) об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки;
4) о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
5) об обжаловании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума;
6) по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ.
Территориальная подсудность определяет конкретный суд одного и того же звена судебной системы, в который обжалуется нарушение прав и свобод.