Покушение на преступление по праву является одним из наиболее сложных с точки зрения правоприменения оснований привлечения виновных лиц к уголовной ответственности и назначения уголовного наказания, вопросов Общей части уголовного права.
Несмотря на то, что теоретическая разработка проблемы неоконченной преступной деятельности началась еще в XIX веке, в современной; юридической науке не сложилось единого понимания этой уголовно-правовой категории, и прежде всего с точки зрения точной и однозначной ее трактовки.
Видимо, это обстоятельство в известной степени объясняет факт отсутствия в действующем уголовном законодательстве и самого понятия «неоконченное преступление», хотя вступивший в действие с 1 января 1997 года Уголовный кодекс России впервые в истории отечественного уголовного права приготовление к преступлению и покушение на преступление определил как самостоятельные виды неоконченного преступления;, выделив их регламентацию в отдельной 6 главе УК РФ «Неоконченное преступление».
Данные новеллы обусловили также и: определенные противоречия в практике применения ряда уголовно-правовых норм.
Согласно ст. 8 УК РФ «Основание, уголовной ответственности» единственным основанием уголовной-ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законом.
В то же время, как следует из ч. 3 ст. 29 УК РФ «Оконченное и неоконченное преступления», уголовная ответственность наступает и за неоконченное преступление (по статье УК РФ, предусматривающей ответственность за оконченное преступление, со ссылкой на ст. 30 УК РФ «Приготовление к преступлению и покушение на преступление»), которое, в отличие от оконченного преступления, не содержит всех признаков состава преступления.
Противоречивый характер научно-практической трактовки данных институтов приводит к тому, что при решении равнозначных по уголовно-правовой фабуле ситуаций действия лиц, касающихся неоконченной преступной деятельности, получают различную юридическую квалификацию, что явно не способствует единообразию и стабильности правоприменительной деятельности следственных и судебных органов.
Несовершенство законодательной регламентации наказуемости неоконченного преступления нередко выражается в совпадении минимальных и максимальных пределов назначаемого окончательного наказания, а иногда и к тому, что минимальный предел назначаемого окончательного наказания оказывается больше максимального.
Итак, теоретические различия в понимании сущности неоконченного преступления и противоречивый характер как судебной, так и следственной практики, обусловливают необходимость дальнейшей разработки в теории уголовного права вопросов, связанных с установлением уголовно-правовой природы покушения на преступление, его места среди других институтов уголовного права, а также с реализацией уголовной ответственности за покушение на преступление и назначением уголовного наказания за его совершение.
Объектом работы являются общественные отношения, связанные с установлением и реализацией уголовной ответственности за покушение на преступление по российскому уголовному законодательству.
Предметом исследования выступают нормы российского уголовного законодательства, закрепляющие институт покушения на преступление, виды, признаки, а также институт назначения уголовного наказания за покушение на преступление, данные судебной практики и об ответственности за покушение на преступление.
Цель исследования - комплексное изучение юридической природы покушения на преступление и его видов как разновидности неоконченного преступления.
Достижение указанной цели представляется возможным с помощью следующих задач:
- дать понятие и общую характеристику преступления;
- охарактеризовать понятие стадий совершения преступления;
- описать покушение на преступление: понятие и правовая природу;
- изучить оконченное и неоконченное покушение на преступление;
- рассмотреть покушение на негодный объект и покушение с негодными средствами.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ, другие нормативно-правовые акты, связанные с регулированием собственности и ее защитой от преступных посягательств. В процессе написания работы изучена дореволюционная литература по проблемам уголовного права, законодательство дореволюционного периода, регулирующее состав грабежа и ответственность за его совершение.
Теоретическую базу исследования составили труды ученых правоведов: Волженкина Б.В., Иногамовой – Хегай Л.В., Кузнецовой Н.Ф., Кудрявцева В.Н., Никитина Е.В., Прохоровой М. И., Щербаковой Е.О. и других исследователей, чьи труды были внимательно изучены нами в процессе написания данной работы.
Методологией данного исследования являются положения общенаучного диалектического метода познания.
Глава I. Сущность и специфические особенности покушения на преступление в российском уголовном праве
1.1.Понятие и общая характеристика преступления
Понятие преступления является одной из основных категорий уголовного права. Закон устанавливает, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, что необходимо для осуществления стоящих перед уголовным законодательством задач охраны личности, прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и безопасности, окружающей среды, конституционного строя РФ, мира и безопасности человечества от преступных посягательств, а также предупреждения преступлений (ст. 2 УК). Понятие преступления законодатель даёт в статье 14 УК РФ:
«1. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.
- Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству»[1].
Схематично (с психологической точки зрения, не связанной с ч. 1 ст. 14 УК) процесс совершения преступления выглядит следующим образом:
- Возникновение желания (формирование умысла);
- Проявление этого желания во внешнем мире:
- совершение тех или иных действий, непосредственно не направленных на желаемый объект (обнаружение умысла, приготовление);
- начало процесса совершения деяния, непосредственно направленного на желаемый объект (покушение);
- наступление желаемого результата (окончание деяния).
Преступление - это деяние, то есть акт внешнего проявления поведения человека, которое находит свое отражение в его действиях либо бездействии. Действие представляет собой активное и осознанное поведение лица. Оно проявляется в различных телодвижениях, использовании предметов, орудий, механизмов. Что же касается бездействия, то оно, напротив, выражая осознанное и волевое поведение лица, характеризуется невыполнением, то есть воздержанием от совершения каких-то действий. Как действие, так и бездействие образуют волевой поступок человека, обусловленный определенной мотивированностью и проявлением свободы воли лица. Поведение бессознательное либо под влиянием непреодолимой силы исключает свободное волеизъявление, а поэтому оно не может образовать преступление[2].
Не являются также деянием психические процессы, происходящие в сознании лица, в связи с чем различные мысли, взгляды и даже намерения, сколь бы порочны они ни были, не могут быть признаны преступным деянием.
Общественная опасность составляет важнейший материальный признак преступления, и его отсутствие исключает возможность признания содеянного преступлением. В то же время общественная опасность преступного деяния является его объективным свойством[3].
Характер общественной опасности деяния определяется содержанием и важностью объекта посягательства, видом причиненного ущерба, а также формой вины. Таким образом, характер общественной опасности - это качественные свойства социальной опасности преступления.
Степень общественной опасности деяния, напротив, представляет собой количественный показатель, который определяется величиной причиненного преступлением ущерба, способом его причинения, мотивами и целями посягательства, а также временем и обстановкой совершения деяния.
Чем ценнее объект, на которое посягает лицо, тем выше степень общественной опасности преступного деяния. По степени общественной опасности преступное деяние отличается от административного, дисциплинарного и гражданско-правового проступков.
Их меньшая общественная опасность определяется тем, что они либо причиняют ущерб менее важным общественным отношениям, благам и интересам (объекту), либо причиняемый вред незначителен. В отдельных случаях в основе разграничения преступлений и других правонарушений лежит неоднократность совершения определенных действий, существенно повышая общественную опасность содеянного.
Характер и степень общественной опасности деяний конкретизируется в нормах Особенной части УК, в которых дается описание признаков конкретных преступлений и формулируются их составы.
Другим обязательным признаком преступления является его противоправность, то есть совершенное деяние может быть признано преступлением лишь в том случае, если в качестве такового оно предусмотрено в уголовном законе. Противоправность, следовательно, представляет собой запрет, либо, напротив, предписание совершения определенных действий под угрозой наказания. В первом случае закон запрещает совершать предусмотренные уголовным законом конкретные деяния, а во втором - обязывает выполнить определенные действия. На противоправность как обязательный признак преступления непосредственно указывается в части 1 статьи 14 УК РФ, в которой определяется, что преступлением признается только деяние, запрещенное уголовным законом.
Отсутствие противоправности деяния лишает его общественной опасности. Поэтому противоправность деяния как признак преступления служит юридическим выражением общественной опасности содеянного. Общественная опасность и противоправность деяния, признаваемого преступлением, тесно связаны друг с другом. Противоправность, являясь юридическим выражением общественной опасности содеянного, отражается в нормах уголовного закона.
Вместе с тем, общественно опасное и противоправное деяние может быть признано преступлением только в том случае, если оно было совершено виновно, то есть осознанно. При невинном совершении деяния, независимо от наступивших последствий, содеянное не является преступлением. Виновным может быть признано только такое лицо, которое в силу своего возраста и психического состояния способно не только оценивать свое поведение, но и отдавать отчет своим поступкам, а также руководить ими. Поэтому не могут быть признаны преступлением деяния малолетних и невменяемых.
Объявляя то или иное деяние в качестве преступления, законодатель устанавливает и соответствующие меры уголовного наказания за их совершение. Поэтому уголовная наказуемость является также обязательным признаком преступления. Данный признак также закрепляется в части 1 статьи 14 УК РФ. Уголовная наказуемость, следовательно, является признаком, отличающим преступление от иных правонарушений.
Таким образом, преступлением по уголовному законодательству Российской Федерации признается общественно опасное, противоправное, виновное и наказуемое деяние, запрещенное законом под угрозой наказания, совершаемое путем действия или бездействия[4].
Развивая и конкретизируя материальное понятие преступления, часть 2 статьи 14 УК РФ устанавливает одно из принципиальных положений, что не является преступлением действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, что находит свое выражение не только в непричинении вреда, но и в отсутствии угрозы причинения его личности, обществу или государству.
Для признания деяния малозначительным необходимо, чтобы оно только формально, то есть лишь по внешним признакам содержало в себе признаки какого-либо состава преступления. Поэтому не может идти речи о малозначительности, если отсутствует хотя бы один из признаков состава преступления, так как в данном случае вообще не действуют уголовно-правовые нормы.[5]
Малозначительность деяния всегда характеризуется и отсутствием общественной опасности в содеянном, что определяется в первую очередь отсутствием в результате содеянного причинения вреда либо создания угрозы его причинения личности, обществу и государству.
Важное значение для определения степени общественной опасности совершенного деяния имеет также учет личности совершившего деяние и мотивов его деятельности.
Следовательно, при наличии признаков части 2 статьи 14 УК РФ, деяние не признается преступлением и не влечет применения мер уголовного наказания. Лицо может подлежать за его совершение только административной, дисциплинарной либо гражданско-правовой ответственности.
Под преступлением понимается только деяние, т. е. поведение человека, выраженное в определенной объективной форме.