Введение
Глава 1. Действующее законодательство РФ в сфере регулирования торговой деятельности
1.1. Структура нормативной правовой базы по регулированию отношений в сфере торговли
1.2. Характеристика нормативной правовой базы по регулированию отношений в сфере торговли.
Глава 2. Анализ состояния и развития торговой отрасли
2.1. Анализ состояния и развития торговой отрасли в мире
2.2. Анализ состояния и развития торговой отрасли в Российской Федерации
Глава 3. Приоритетные направления развития внутренней торговли
3.1. Основные проблемы развития внутренней торговли
3.2. Цели, задачи и приоритетные направления развития внутренней торговли
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Торговля – комплексный и системообразующий сектор экономики, стратегия которого должна обеспечивать баланс целей различных заинтересованных групп. К таким группам относятся: государство, потребители, производители, предприниматели в секторе торговли.
Основными целями государства являются рост и повышение конкурентоспособности экономики, рост качества жизни населения. Эти цели могут быть достигнуты в случае реализации инновационного сценария развития экономики РФ, как он представлен в Концепции долгосрочного развития 2020.
Основными целями (по отношению к сектору торговли) производителей являются возможность достичь всех потенциальных потребителей (т.е. географический охват) с максимальной эффективностью (большой пропускной способностью каналов продаж) и минимальными издержками в системе дистрибуции. Основная цель потребителей – возможность получать качественные товары по приемлемым ценам и с приемлемым качеством сервиса. Основная цель предпринимателей в секторе торговли – наиболее полное удовлетворение спроса покупателей.
Отрасль торговли играет важную социальную и экономическую роль не только на уровне страны в целом, но и на уровне каждого региона.
Уровень развития торговли очень неоднороден по регионам РФ. Это выражается как в уровне цен, в обеспеченности населения торговыми площадями современных форматов, товарным ассортиментом, т.е. показателях, которые непосредственно относятся к отрасли торговли, так и в уровне развития транспортно-логистической инфраструктуры, наличии местных производителей и др., т.е. параметров, оказывающих влияние на развитие торговли в регионе. При этом для многих регионов торговля является основой экономики. Так, для 13 регионов РФ торговля оказывает наибольший вклад в ВРП, и для 24 – в занятость. Например, для Москвы доля вклада торговли в ВРП составляет 39%, а в занятость 25%. Наряду с регионами с высоким вкладом торговли в экономику, есть регионы, в которых торговля осуществляет меньший вклад, но при этом остаётся одной из наиболее важных отраслей экономики. Например, в Чукотском автономном округе занятость в торговле составляет всего 6,2%, а вклад в ВРП 6,3%. Но для этого региона высокую роль играет межрегиональная торговля, поскольку большая часть продукции доставляется из других регионов.
Торговля в большей степени развивается в крупных городах, являющихся региональными центрами. Это объясняется высокой привлекательностью отрасли ввиду высокого спроса и концентрации товаропотоков в региональных центрах. Развитие торговли в таких районах не требует дополнительной стимуляции, но требует повышенного внимания к регулированию отрасли.
Целью курсовой работы является анализ состояния и развития торговой отрасли.
Глава 1. Действующее законодательство РФ в сфере регулирования торговой деятельности
1.1. Структура нормативной правовой базы по регулированию отношений в сфере торговли
В настоящее время законодательная и правовая основа деятельности торговли в Российской Федерации представлена федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства России, нормативными актами Министерств, Федеральных Служб и Агентств, законами и подзаконными нормативными актами субъектов РФ, а также муниципальными правовым актами.
Согласно статье 3 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется:
1) Гражданским кодексом Российской Федерации;
2) Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» и другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации;
3) законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Организация торговой деятельности, как подготовительный этап торгового процесса, представляет собой комплекс таких действий, как приобретение на различных основаниях торговых объектов (строительство новых, реконструкция имеющихся, аренда у сторонних организаций), подготовка их к эксплуатации (включая заключение соответствующих сервисных договоров), приобретение необходимого торгово-технологического оборудования (инструмента, инвентаря) и подготовка его к эксплуатации (включая регистрацию контрольно-кассовой техники, техническое освидетельствование сосудов, работающих под давлением, лифтов), получение необходимых разрешительных документов (лицензий, разрешений) и совершение иных действий по легализации своей деятельности (подача уведомлений о начале осуществления торговой деятельности, регистрация декларации пожарной безопасности), регистрация знака обслуживания или легализация коммерческого обозначения, разработка планов (карт, схем, правил учета) торгово-технологических операций, определение режима работы, наём и расстановка персонала, проектирование финансовых процессов.
С началом осуществления торговой деятельности отдельные действия организационного характера трансформируются в постоянные торгово-технологические операции (эксплуатация оборудования, координация работы персонала и оплата его труда, информационно-аналитическое обеспечение деятельности, исчисление и уплата налогов, обязательных страховых взносов и другие технологические и хозяйственные операции).
Собственно осуществление торговой деятельности выражается в комплексе действий по приобретению и продаже товаров (определение условий соответствующих договоров, в том числе согласование их с контрагентами, заключение договоров и их исполнение с использованием имеющихся материальных (торговых объектов, торговых площадей, оборудования и инструментов), информационных (официальных сайтов в соответствующих информационно-телекоммуникационных сетях) и человеческих ресурсов).