Введение
Глава 1. Теоретико-правовые основы управления
транспортной инфраструктурой Понятие и элементы транспортной инфраструктуры
1.1. Понятие и элементы транспортной инфраструктуры
1.2. Нормативно-правовая основа управления транспортной инфраструктурой в Российской Федерации.
Глава 2. Анализ транспортной инфраструктуры Хабаровского края
2.1. Общая характеристика транспортной инфраструктуры Хабаровского края
2.2. Управление транспортной инфраструктурой Хабаровского края
Глава 3. Разработка проекта совершенствования управления транспортной инфраструктурой Хабаровского края
Заключение
Библиографический список
Актуальность темы исследования. Транспорт является одной из главных отраслей хозяйства страны. Основными признаками транспорта можно назвать следующее: удовлетворяет потребности населения и экономики в перевозках, служит материально – технической базой, является частью инфраструктуры и многое другое.
Значительные природно-географические, социально-экономические, производственно-хозяйственные различия субъектов РФ обусловливают необходимость региональной адаптации функционирования механизма государственного регулирования развития транспортной инфраструктуры. В каждом регионе необходимо решать специфические задачи формирования необходимых условий развития транспорта, совершенствования территориальной организации транспортных систем, оптимизации отраслевой и территориальной структуры транспортной системы, формирования транспортно-экономических связей региональной хозяйственной системы, развития и размещения транспортных узлов по территории региона, улучшения качества транспортного обслуживания с учетом специфики региона, повышения эффективности инвестиций в транспортный комплекс и др.
Развитие региона невозможно без транспорта. Транспорт влияет на размещение производства, при котором учитывается их пропускная способность, транспортабельность и так далее. Если его не учитывать, то нельзя правильно распределить производительные силы. В зависимости от влияния данных компонентов рассматриваются различные варианты размещения предприятий.
Особенности транспортной инфраструктуры страны ставят ряд проблем его территориальной организации. Изучение территориальной организации транспортных систем, особенностей и закономерностей формирования и развития территориальных транспортных структур, и системы транспортно-географических отношений, которые они формируют при их взаимодействии с другими территориальными социально - экономическими системами, призвано сыграть важную роль в их решении.
Анализ изученных источников литературы. Совокупность источников литературы в сфере управления транспортной инфраструктурой является достаточно обширной как среди учебников, так и среди статей из периодических изданий.
Степень разработанности проблемы была раскрыта в работах С.Н. Братановского, В. Вучика, И.Н. Зубова. Приоритеты и тенденции развития транспортной инфраструктуры в Российской Федерации рассматриваются в работах В.А. Подхалюзиной и Е.Н. Шуравина.
Цель исследования: выявить особенности проекта развития транспортной инфраструктуры Хабаровского края.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и элементы транспортной инфраструктуры;
- проанализировать нормативно-правовую основу управления транспортной инфраструктурой в Российской Федерации;
- дать общую характеристику транспортной инфраструктуре Хабаровского края;
- выявить особенности управления транспортной инфраструктурой в Хабаровского края и разработать мероприятия по его совершенствованию;
Объект исследования – транспортная инфраструктура Хабаровского края.
Предмет исследования – развитие транспортной инфраструктуры Хабаровского края.
Теоретико-методологическая и эмпирическая база исследования.
Теоретической основой исследования явились работы отечественных авторов в области управления транспортной сферой. Среди них особое значение имеют работы ученых, связанными с проблемами государственного регулирования транспортным комплексом, а также с развитием региональной транспортной инфраструктуры.
В данной работе были использованы следующие методы исследования: анализ статистических данных, работа с правовыми документами, сравнительный анализ, методы синтеза и обобщения.
Эмпирическая база исследования состоит из кодексов, законодательных актов и других нормативно-правовых документов Российской Федерации, решений органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ по проблемам управления транспортным комплексом, статистические материалы, публикации, периодическая печать.
Хронологические рамки исследования: 2017-2019 гг.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных результатов на практике по усовершенствованию механизма управления транспортной инфраструктурой региона.
Глава 1. Теоретико-правовые основы управления транспортной инфраструктурой Понятие и элементы транспортной инфраструктуры
1.1. Понятие и элементы транспортной инфраструктуры
Процесс постоянного возникновения потребностей в перемещении у людей и предприятий послужил возникновению транспорта, призванного удовлетворять эти потребности.
Транспортная система – это объединяющее звено между всеми отраслевыми комплексами экономики страны. Транспорт является специфической сложной экономической отраслью, так как многие другие отрасли экономики прямо или косвенно зависят от неё. Каждый день малые и крупные предприятия с целью перевозки пассажиров и доставки грузов до конечного пункта пользуются элементами транспортной системой.
Под объектами транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
В данной работе из перечисленных транспортных систем найдут отражение национальные и региональные транспортные системы, так как первые охватывают территорию конкретной страны в целом, а вторые – территорию её субъектов. В нашей стране вопросами управления национальной транспортной системой занимается Министерство транспорта РФ, а управление региональных систем делегировано органам исполнительной власти в субъектах страны.
Рассматривая транспортную инфраструктуру, необходимо учитывать такие понятия, как пути сообщения, технологические объекты, объекты средств управления движением и здания, и сооружения обслуживания участников движения.
Пути сообщения – это элементы транспортной инфраструктуры, по которым осуществляется движение транспортных средств (железнодорожные пути, автомобильные дороги и т.д.).
Технологические объекты – это производственные объекты, предназначенные для обеспечения функционирования путей сообщения. К ним относятся здания и сооружения служб содержания и ремонта путей сообщения.
Объекты средств управления движением включают строения и сооружения, системы связи, навигации и управления движением транспортных средств. К ним относятся центры управления движением отдельных видов транспорта и комплексные, линии и оборудование проводной и беспроводной связи, периферийные технические средства организации и управления движением.
Здания и сооружения обслуживания участников движения – это различные пассажирские терминалы, т.е. автобусные, железнодорожные, морские, речные вокзалы и станции, аэропорты, транспортно-пересадочные узлы и т.д.