Введение
1 Теоретические и методические основы инновационного потенциала
1.1 Инновация: теоретический анализ понятия
1.2 Понятие, структура и функции инновационного потенциала
2 Исследование и оценка инновационного потенциала на примере гостиницы
2.1 Характеристика гостиницы
2.2 Оценка инновационного потенциала гостиницы
2.3 Оценка профессиональных и деловых качеств гостиницы
3 Совершенствование системы управления инновационной деятельностью в гостинице
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
В начале XXI в. в связи с увеличением конкуренции, развитием внешней торговли практически все фирмы сталкиваются с необходимостью постоянного осуществления инновационной деятельности.
Значение инноваций постоянно возрастает, т.к. практика бизнеса заставляет каждую компанию вводить разнообразные новшества и рационализировать производство. И этот факт является общепризнанным. Необходимость инноваций диктует не только изменяющаяся внешняя среда, но и угроза устаревания существующих продуктов. В результате трансформации среды возникают как новые потребности, так и новые знания, и способы удовлетворения этих потребностей. Все ускоряющиеся темпы изменения мира – появление новых технологий, смена предпочтений и вкусов потребителей, ужесточение конкуренции – детерминируют сокращение жизненного цикла товара.
Компании, неспособные модернизировать производство, рано или поздно уступают место на рынке передовым организациям. Инновации - залог успешного развития компании. Даже если фирма постоянно модернизирует свои товары, рынки, на которых она работает, могут войти в стадию спада, и стремящимся к развитию компаниям, время от времени приходится обращать свой взгляд на новые рынки. Кроме того, инновации имеют решающее значение для поддержания или повышения уровня доходности. Под давлением конкуренции показатели рентабельности, достаточно быстро после выхода товаров на рынок начинают сокращаться.
Модернизация продукта и расширение специализации позволяет в лучшем случае поддерживать уровень прибыли, а действительно значительный доход приносят только по-настоящему новаторские товары.
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящий момент, когда с российского рынка ушло подавляющее большинство зарубежных конкурентов, отечественные товаропроизводители вступили в борьбу за потребителя между собой. Опыт экономически развитых стран показывает, что победителем в этой борьбе оказывается тот, кто строит свою деятельность преимущественно на основе инновационного подхода и главной целью стратегического плана ставит разработку новых товаров и услуг.
Целью курсового проекта является изучение инновационного потенциала гостиницы. Данной цели подчинены задачи работы:
- Рассмотреть теоретические и методические основы инновационного потенциала.
- Оценить инновационный потенциал гостиницы «Николь» (г. Нижний Новгород).
- Изучить направления совершенствования системы управления инновационной деятельностью в гостинице.
Объектом исследования является экономическая деятельность ООО «Николь». Предмет исследования - инновационный потенциал гостиницы.
1 Теоретические и методические основы инновационного потенциала
1.1 Инновация: теоретический анализ понятия
Под инновацией понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия «новшество», «нововведение», «инновация» нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.
Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Нововведение означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.
Понятие "инновации" как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист И. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:
- использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
- внедрение продукции с новыми свойствами;
- использование нового сырья;
- изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
- появление новых рынков сбыта.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Девиз инновации – «новое и иное» - характеризует многоликость этого понятия. Так, инновация в сфере услуг - новшество в самой услуге, в ее производстве, предоставлении и потреблении, поведении работников. Нововведения далеко не всегда базируются на изобретениях и открытиях. Есть нововведения, которые основываются на идеях. Примерами здесь могут служить появление застежек типа "молния", шариковых авторучек, баллончиков с аэрозолями, колец-открывалок на банках с прохладительными напитками и многое другое.
Инновация не обязательно должна быть технической и вообще чем-то вещественным. Мало технических инноваций могут соперничать в своем влиянии с такой идеей, как продажа в рассрочку.
Использование этой идеи буквально преображает экономику. Инновация - новая ценность для потребителя, она должна отвечать нуждам и желаниям потребителей.
Таким образом, непременными свойствами инновации являются их новизна, производственная применимость и она обязательно должна отвечать запросам потребителей.