Введение
Теоретическая часть
Глава 1. Коммуникативный процесс
- Составные части и элементы коммуникативного процесса
- Виды коммуникаций
- Процесс коммуникации
- Проблема информационной подготовки принятия управленческих решений
Глава 2. Коммуникативные барьеры и пути их преодоления
2.1 Коммуникативные барьеры
2.2 Пути преодоления коммуникативных барьеров
Практическая часть
Выводы и предложения
Список используемой литературы
Тема данной работы: «Коммуникативные барьеры и пути их преодоления».
Передача информации от одного субъекта к другому с помощью общих символов. Субъектами могут быть отдельные личности, группы и целые организации. Управленческие структуры выступают в роли источников, получателей, посредников, контролёров управленческой информации.
Для успеха в управлении особенно важна межличностная коммуникация, которая осуществляется путём передачи идей, фактов, мнений, намёков, ощущений, или восприятий, чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой-либо другой форме (письменно, жестом, интонацией и т. п.).
Существует понятие "коммуникативные барьеры" – это все, что препятствует эффективному общению и блокирует его.
Таким образом, целью курсовой работы является анализ коммуникативных барьеров и путей их преодоления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть составные части и элементы коммуникативного процесса,
2) проанализировать виды коммуникаций,
3) исследовать процесс коммуникации,
4) выявить коммуникативные барьеры в общении,
5) предложить пути преодоления коммуникативных барьеров,
6) сделать собственные выводы.
Глава 1. Коммуникативный процесс
1.1 Составные части и элементы коммуникативного процесса
В процессе обмена информацией можно выделить следующие базовые элементы:
- Отправитель - лицо, генерирующее идеи, собирающее информацию и передающее её. Он проектирует и кодирует информацию, предназначенную для передачи её другому лицу (получателю).
- Сообщение - это собственно информация, закодированная с помощью символов.
- Коммуникационный канал
- Получатель - лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует её. Он фиксирует получение информации по каналам коммуникации и раскодирует это послание в понятной и приемлемой для него форме.
В рамках информационного взаимодействия субъекты управленческой деятельности обмениваются сведениями, необходимыми для принятия решений. Эти сведения могут быть официальными, закрепленными юридически, и неофициальными, не обладающими никаким правовым статусом, но помогающими ориентироваться в ситуации.
На основе полученной в процессе коммуникации информации менеджер (руководитель) принимает необходимые решения и доводит принятые решения до работников фирмы или её соответствующего подразделения. На коммуникации менеджеры тратят 50-90% всего рабочего времени. Поэтому необходимо быть уверенным в том, что лицо, получившее послание, в состоянии понять его содержание. Это зависит от таких факторов, как терминология, простота идей и обратная связь, квалификация работника, его индивидуальные особенности, например, тип мышлений, темперамента и т.д. Эффективность коммуникации требует от каждой из сторон определённых навыков и умений, а также определённой степени взаимопонимания.
Коммуникация - это сложный процесс, состоящий из следующих взаимосвязанных этапов:
- Отбор информации, который бывает случайным или целенаправленным, выборочным или сплошным, запрограммированным или инициативным.
- Кодирование отобранной информации, т. е. трансформирование передаваемого значения в послание или сигнал, который может быть передан. Информация в результате кодирования облекается в ту форму, в которой она будет доступна и понятна получателю, например, письменную, табличную, графическую, звуковую, символическую и т.п. Соответственно подбирается подходящий способ передачи информации. Она может быть передана устно, письменно, с помощью различного рода искусственных сигналов или условных знаков.
- Передача информации. Если передаваемая информация имеет большое значение, то рекомендуется не ограничиваться одним каналом, а, по возможности, дублировать этот процесс по нескольким каналам.
- Раскодирование информации. Оно включает восприятие послания получателем, его интерпретацию (расшифровку) и оценку (осмысление).
- Обратная связь, появляющаяся в результате обмена участников процесса ролями. Получатель становится отправителем, а отправитель - получателем. Отправитель информации всегда ждёт, чтобы получатель каким-то образом на неё отреагировал, т. е. установил бы обратную связь, отправил бы сигнал, которым подтверждал бы факт получения сообщения и степень понимания или непонимания его смысла. Таким образом, весь цикл повторяется вновь, но уже в другом направлении. Обратная связь - это ответ получателя на послание. Она даёт отправителю возможность узнать, дошло ли послание до адресата и в каком значении. Коммуникация с помощью обратной связи превращается в "улицу с двусторонним движением". Устойчивая обратная связь позволяет существенно повысить надёжность обмена информацией и хотя бы частично избежать её потерь, различных помех, искажающих смысл.