Введение
Представление о совершенном человеке в различных культурах
1.1. Общие представления о человеке в культуре
1.2. Образ «идеального человека» в западной философской традиции
1.3. Понимание идеала человека на Востоке
1.4. Идея сверхчеловека у Ф. Ницше
1.5. Идея сверхчеловека у Д. Ламы
1.6. Совершенный человек в философии постмодерна (на примере философии А. Зиновьева)
Заключение
Библиография
Идея Совершенного человека – гораздо больше, чем идея.
На протяжении многих эпох, во многих меняющихся формах, это – один из движущих мотивов и регулятивных принципов в жизни разнообразнейших традиций, обществ, культур.
Она отражалась глубоко и на сознании отдельного человека, и на характере социальных структур, на их деятельности.
Но вместе с тем, нельзя все же ее отнести к числу всецело универсальных антропологических идей и полагать непременной, неустранимой частью представлений человека и человечества о самих себе.
Иным эпохам и обществам, иным направлениям мысли она была и совсем не свойственна; чтобы не ходить далеко, заметим, что именно таким оказалось и наше время, сегодняшняя секуляризованная культура: в кругу ее доминирующих идеологем, образов, архетипов заведомо нет Совершенного человека и продвижения к нему.
Тем более интересно вглядеться в эту идею, найти кроющиеся в ней онтологические и антропологические предпосылки, понять, как и отчего в долгой своей истории она то с силою утверждалась, выходила на первый план, то вызывала сомнения, меняла форму, а то и с неменьшей силою отвергалась.
Обычное, обыденное значение слова «совершенный» применительно к эмпирическим предметам есть значение превосходной или даже как бы предельной степени.
Вещь или явление, или предикат (как то, умение или владение чем-либо) могут быть – хороши, отличны, превосходны – или, наконец, совершенны. Это означает, что по природе своей они допускают различия, градацию по ступеням или степеням и допускают изменение, переход меж ними; причем диапазон различий не безграничен, и возможные градации имеют некоторый предел – коим и служит «совершенство».
Понятие также имеет ярко выраженный ценностный аспект: ступени, ближе стоящие к пределу, они больше и полнее наделены некими желаемыми, ценными качествами.
Само же совершенство есть полнота, абсолютное воплощение этих качеств.
Вообще говоря, оно не обязательно имеет характер зримого, наглядного образа, но обязательно является определенным, интеллигибельным. Это не апофатическая, а катафатическая категория: совершенство – всегда совершенство чего-то, конкретно выраженного.
Цель исследования – изучить представление о совершенном человеке в различных культурах.
Задачи исследования:
- Рассмотреть различные культурные системы и представление о совершенном человеке в них.
- Проанализировать особенности культурных систем в части представлений о совершенном человеке.
1. Гюлен Ф. Критерии, или Огни в пути. – М., 2006. – С. 195.
2. Гюлен Ф. Пророк Мухаммад – венец рода человеческого. Ч. 1. – М., 2004. – С. 56.
3. Джеймс У. Этическая философия и моральная жизнь. – М., 1997. – С. 126.
4. Дьюи Д. Реконструкция в философии. – М., 2001. – С. 132.
5. Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990. – С. 123.
6. Маслоу А. Самоактуализация. / Психология личности. – М., 1982. – С. 110.
7. Минка П. Путь выхода из кризиса эпохи постмодерна на примере А.Зиновьева [Электронный ресурс] Режим доступа: http://postmodern.in.ua/?page_id=2.
8. Озанец Н. Медитация. Приглашение к познанию самого себя. / Пер. с англ. А. Горькаго. – М., С. 63.
9. Сартр Ж. Бытие и ничто. – М., 2000. – С. 28.
10. Сиоран Эмиль Мишель, франц. философ. «Искушение существования». – М., 2003