ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
1.1. Общая характеристика государственной службы и государственных служащих
1.2. Правовые основы прохождения государственной службы
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И ЕГО НОРМИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
2.1. Общая характеристика государственной службы в системе государственной службы РФ
2.2. Анализ состояния оплаты и нормирования труда государственных служащих
2.3 Направления совершенствования нормирования труда государственных служащих
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Исторически государственно-организованное общество основано на государственном управлении, для чего создается государственный аппарат управления, в котором управленческий труд выполняют государственные служащие. Государственный аппарат, прежде всего, представляют люди, которые профессионально выполняют управленческие функции, услуги которых независимо от государственного устройства и политической системы, формы правления или правящего режима необходимы любой стране. Все практические задачи, которые цивилизованное общество возлагает на свои государства, выполняют именно государственные служащие.
Актуальность темы исследования заключается в том, что согласно Конституцией РФ хотя носителем суверенитета и единственным источником власти в государстве является народ, но он осуществляет власть непосредственно через органы государственной власти, где главное назначение государства ‒ служить обществу. Поэтому ценность государства в виде его институтов, органов и должностных лиц определяется степенью их способности решать государственные и общественные задачи.
Государственные служащие, которые профессионально осуществляют управленческую работу должны соответствовать предъявляемым требованиям к занимаемой государственной должности, где составной частью выступает нормирование труда.
Проблемы нормирования труда государственных служащих объективно выдвинулись на первый план и в последние годы являются одним из важных элементов системы управления в системе государственной службы, что обусловлено необходимостью повышения эффективности использования трудового потенциала работников, оптимизации их численного и профессионального состава и своевременной корректировкой требований к государственной службе и ее эффективности.
Учредительный статус государственного служащего тесно взаимосвязан с целями обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность, от деятельности которого зависит эффективность государственного управления на всех уровнях исполнительной власти.
Целью данной работы является исследование организации и нормирования труда государственных служащих как социально-правовой группы.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. дать общую характеристику государственной службы и государственных служащих;
2. охарактеризовать правовые основы прохождения государственной службы;
3. проанализировать состояния оплаты и нормирования труда государственных служащих;
4. сформировать направления совершенствования нормирования труда государственных служащих.
Объект исследования: отношения, возникающие в сфере государственной службы Российской Федерации.
Предмет исследования: нормирование труда государственных служащих как особой профессиональной группы в системе управления Российской Федерации.
Теоретической базой данного исследования послужили работы таких авторов как К.С. Бельский [6;7], Д.А. Медведева [10], Л.А. Чиканова [22], П.Р. Уткина [20], А. В. Облонский, М. А. Краснов, А.Г. Барабашев [13] которые специализируются на изучении рассматриваемых проблем: в сфере правового регулирования деятельности государственных служащих, прохождения государственной службы, кадрового состава и материального обеспечения государственных служащих.
Правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, кодифицированные законодательные акты в части, удовлетворяющей цели данной работы, федеральное и региональное законодательство в области правового регулирования государственной службы и закон РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
Эмпирическую базу исследования составили: статистическая юридическая отчетность о динамике численности и оплате труда государственных гражданских служащих за 2016-2018 гг. [14].
Структура работы состоит из введения, основной части, которая включает две главы, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе данной работы дается характеристика государственных служащих как особой социально-правовой группы; рассматривается правовой статус государственных служащих и приводятся квалификационные требования к государственным служащим.
Во второй главе раскрывается вопросы и проблемы организации труда и его нормирования в системе государственной службы и государственных служащих российской Федерации, а также глава содержит основные направления совершенствования нормирования труда государственных служащих.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
1.1. Общая характеристика государственной службы и государственных служащих
В юридической литературе в понятии «государственная служба» подразумевалось выполнение служащими государственных организаций, а также органов, предприятий, учреждений трудовой деятельности в строгом соответствии с занимаемыми должностями, и которая направлена на решение задач и функций государства на платной основе. Причем государственными служащими считались все служащие в любой государственной организации.
Государственная гражданская служба Российской Федерации представляет собой вид государственной службы, профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы РФ для выполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, а также лиц, которые замещают государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ [22, c,49].
Закон «О государственной гражданской службе» № 58-ФЗ (далее Закон) часть 1 статьи 3 раскрывает фундаментальное понятие «государственная гражданская служба Российской Федерации» и утверждает функциональные признаки гражданской службы, которые ей присущи. В официальном определении гражданской службы установлено, что она представляет собой самостоятельный вид государственной службы, что означает ее юридическое и организационное отделение от военной службы и от службы в правоохранительных органах. Необходимо также отметить, что видовая самостоятельность гражданской службы не является абсолютной, потому что она тесно связана с государственной службой других ее видов, а также и с муниципальной службой. Вместе же они все образуют систему государственной службы РФ, кроме последней ‒ муниципальной службы [21].
1. Агапов, А. В. Административная ответственность / А. В. Агапов. – М.: Статут. 2014. – 324 с.
2. Алексеев, С. С. Общая теория права / С. С. Алексеев. – Т.2. – М.: Юрист, 2016. – 235 с.
3. Алехин, А. П. Административное право Российской Федерации/ А. П. Алехин. – М.: Зерцало, 2016. – 347 с.
4. Базилевский, И. А. Ответственность государственных служащих Российской Федерации / И. А. Базилевский // Бюллетень Минюста РФ. – 2013. – №3. – С. 68-75.
5.Бахрах, Д. Н. Административное право России / Д. Н. Бахрах– М.: Норма, 2014. – 483 с.
6. Бельский, К. С. Персональная ответственность в государственном управлении (моральные, экономические и политические аспекты): учебное пособие / К. С. Бельский. – М.: ВЮЗИ, 2014. – 159 с.
7. Бельский. К. С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении / К. С. Бельский. – М.: Юридическая литература, 2014. – 231 с.
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2011 № 195-ФЗ (ред. от 09.03.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2016). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 20.04.2019)
9. Козлов, Ю. М. Административное право / Ю. М. Козлов. – М.: Юрист, 2016. – 700 с.
10. Комментарий к Федеральному закону РФ «О государственной гражданской службе» /под ред. Д. А. Медведева. – СПб.: Питер, 2014. – 565 с.
11.Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М. : Дашков и К, 2011. – 40 с.
12. «Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 15.08.2011 n пр-1496). Законодательная база Российской Федерации. – Режим доступа: http://zakonbase.ru/content/base/59119 (дата обращения: 09.04.2019)
13. Оболонский, А. В. Государственная служба: комплексный подход /А. В.Облонский, М. А. Краснов, А.Г. Барабашев. ‒ М.: Дело, 2009. ‒ 512 с.
14. Сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат) Российской Федерации – Режим доступа: http://zakon.kuban.ru/sayt/index.htm (дата обращения: 09.03.2019)
15. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21)). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113505/7327668c04c0470317b26d354e36cb828a4af319/ (дата обращения: 09.03.2019)
16.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2011 № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 04.02.2019)
17.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2019). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 20.01.2019)
18. Указ Президента Российской Федерации от 11.08.2016 № 403 «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы». – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201608110041 (дата обращения: 20.04.2019)
19. Указ Президента РФ от 6.06.2016 г. № 810 (ред. от 27.06.2000 г.) «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10609/ (дата обращения: 10.03.2019)
20. Уткин, П. Р. Государственная служба / П. Р. Уткин. – М.: Приор, 2015. – 420 с.
21. Федеральный закон от 27.07.2014 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 30.12.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/ (дата обращения: 08.04.2019)
22. Чиканова, Л. А. Правовое регулирование труда государственных служащих: перспективы развития / Л. А. Чиканова // Журнал российского права. – 2014. – №3. – С. 49 -67.
23. Шерегин, А. П. Комментарий к кодексу РФ об административных правонарушениях / А. П. Шерегин. – М.: КНОРУС, 2014. – 615 с.