Введение
1.Общая характеристика законодательной техники
1.1 Понятие законодательной техники
1.2 Правила законодательной техники
2.Общая характеристика правотворческой деятельности
2.1 Понятие правотворческой деятельности
2.2 Цели правотворческой деятельности
2.3 Ошибки правотворческой деятельности
3.Роль законодательной техники в правотворческой деятельности
3.1 Связь законодательной техники и правотворческой деятельности
3.2 Влияние законодательной техники на качество правотворчества
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы исследования определяется необходимостью совершенствования различных аспектов современной законотворческой техники. Огромное число законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых в современной России, не обладает совершенством с технической точки зрения.
Не все нормы отличаются ясностью и понятностью, некоторые сформулированы таким образом, что допускают двойное толкование. Серьезной проблемой является наличие в законах многочисленных пробелов и коллизий.
Вызывает обоснованную критику содержание многих принимаемых нормативных правовых актов. Встречаются акты, противоречащие Конституции Российской Федерации, а также основополагающим международным документам. В первую очередь, это касается регионального уровня правотворчества. Результатом становится несоблюдение или неточное соблюдение законов, искажение воли законодателя, деформация правоприменительной практики, возрастание правового нигилизма.
В последнее время в отечественной юриспруденции усилился интерес к законодательной технике, все чаще появляются работы, посвященные вопросам ее совершенствования. В то же время, в науке отсутствует единый подход, как к пониманию самого термина «законодательная техника», так и к способам и методам ее совершенствования.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе комплексного системного анализа теоретических проблем развития законодательной техники показать ее сущность, содержание и современное состояние на федеральном и региональном уровне.
Общая цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
- разобраться с понятием и принципами правотворческой деятельность, видами правотворчества;
- проанализировать этапы и стадии правотворческого процесса;
- охарактеризовать сущность законодательной техники и ее задачи;
- изучить содержание правил законодательной техники
- рассмотреть законодательную технику в законотворчестве;
- ознакомиться с проблемными аспектами законодательной техники в Конституции РФ и юридической практикой в подзаконном нормотворчестве.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере законотворчества и связанные с законодательной техникой.
Предметом исследования является законодательная техника на современном этапе развития.
Степень научной разработанности темы исследования. Основы современного подхода к законодательной технике и ее основным понятиям были разработаны учеными советского периода, среди которых можно отметить С.А. Боголюбова, А.С. Пиголкина, Е.А. Пряничникова и других. Уделяли внимание данной проблеме и классики мировой юридической науки, такие, как Р. Иеринг. В современной научной литературе также существует достаточно большое количество исследований, посвященных проблемам законотворчества и законодательной техники.
В этом плане надо отметить труды Ю.Г. Арзамасова, В.М. Баранова, С.В. Бахвалова, Л.М. Бойко, О.Н. Булакова, А.В. Васильева, Н.А. Власенко, А.А. Деревнина, С.А. Жинкина, М.Ф. Казанцева, Х.И. Кайтаевой, П.Ю. Каратеева, Т.В. Кашаниной, Д.А. Керимова, С.В. Полениной, Н.И. Хабибуллиной, М.В. Чинновой, А.Н. Шепелева и других.
Теоретической основой исследования послужили работы по теории и истории права таких авторов, как И.А. Исаев, С.А. Комаров, В.В. Лазарев, О.Э. Лейст, М.Н. Марченко, Р.С. Мулукаев, В.С. Нерсесянц, А.С. Пиголкин, Е.А. Скрипилев, В.М. Сырых, Ю.А. Тихомиров, О.И. Чистяков и другие.
Методологической основой исследования послужил общенаучный диалектический метод познания, общенаучные методы анализа и синтеза, а также специальные методы: системно-структурный, формально-юридический, компаративный и другие.
Научная новизна работы определяется тем, что в работе на основе комплексного исследования теоретических проблем законодательной техники сформулированы новые выводы и положения.
Теоретическая и практическая значимость работы. Проведенное исследование обладает теоретической и практической значимостью. Выводы исследования расширяют представление о сущности законодательной техники, об исторических особенностях ее развития в России и могут быть использованы в последующих научных исследованиях.
Научная разработка проблемы исследования представляет большой практический интерес, способствует творческому использованию накопленного в исследуемый период опыта в современных условиях при совершенствовании действующего законодательства и законотворческого процесса. Материалы диссертации могут послужить основой для создания учебных пособий, а также использованы в процессе преподавания курсов истории отечественного государства и права и теории государства и права студентам юридических факультетов.
Структура работы определяется логикой поставленных задач. Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы.
1.Общая характеристика законодательной техники
1.1 Понятие законодательной техники
Понятие, объект, назначение и содержание законодательной техники. Развитие новой системы законодательства Российской Федерации протекает довольно сложно и противоречиво в условиях проводимых политических и социально-экономических реформ. Сложившаяся ситуация предъявляет особые требования к эффективности законотворчества, к качеству принимаемых законов и всей системы законодательства. Возрастание роли законодательства — объективная закономерность, обусловленная сложностью стоящих перед российским обществом задач.
Особое место в теории права занимает вопрос о содержании и назначении законодательной (юридической) техники, а также вопрос о качестве и эффективности отдельных законодательных актов и всей системы законодательства. Законодательная техника имеет в своей основе систему базовых положений, принципов, при этом она опирается на законы, присущие другим наукам: науке управления, логике, социологии и др.
Под законодательной техникой понимается совокупность требований, правил, методов, средств и приемов (инструментов), используемых субъектами законодательного процесса для организации и осуществления законотворческой деятельности.
Инструментарий разработчика нормативных правовых актов (далее — разработчик) классифицируется по предмету (перечню решаемых задач и вопросов), назначению и содержанию. Классификация по этим признакам позволяет выделить три основных вида законодательной техники: техника концептуальной разработки проектов законодательных решений; написания и оформления текстов законопроектов; осуществления законодательной деятельности. Специалистами выделяются также дополнительные виды законодательной техники: техника внесения изменений и дополнений в действующее законодательство; систематизации законодательства; опубликования законов и некоторые иные виды.
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г.// Российская газета от 25 декабря 1993г.
2. Указ Президента Российской Федерации от 16.12.1993 г. № 2171 – [Электронный ресурс] – Режим доступа: Справочно-правовая система Гарант
3. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 января 1999 г. 11-О по запросу Ванинского суда Хабаровского края о проверке конституционности отдельных положений Уголовно-процессуального кодекса РСФСР // Российская газета. 1999. 23 марта.
Научная и исследовательская литература
4. Абдулаев, М.И. Теория государства и права: Учебник / М.И. Абдулаев. - М.: Юридическая литература, 2009. – 601 с.
5. Алексеев, С.С. Общая теория права / С.С. Алексеев. Т. 2. - М.: Юристъ, 2010. – 624 с.
6. Бергман, Г. Дж., Рей, Ч.. Дж. Римское право и общее право Европы / Г. Дж. Бергман // Государство и право. - 2004. - № 12. - С. 104.
7. Большой юридический словарь / под ред. А.В. Малько. – М. : Кнорус, 2009. – 812 с.
8. Васильев, Р.Ф. Законодательный процесс: понятие, институты, стадии / Р.Ф. Васильев. - М.: Кнорус, 2008. – 268 с.
9. Венгеров, А.Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М.: БЭК, 2008. – 453 с.
10. Власенко, Н.А. Язык права / Н.А. Власенко. – Иркутск: Право, 2008. – 314 с.
11. Гегель, Г. В. Ф. Сочинения / Г. В. Ф. Гегель.- М.: Юридическая литература, 2010. – 525 с.
12. Григонис Э.П. Теория государства и права: Курс лекций / Э.П. Григонис. – СПб.: Питер, 2009. – 430 с.
13. Гукасян, Р.Е. Концепция слияния прав и обязанностей и административно-командные методы управления / Р.Е. Гукасян // Сов. государство и право. - 1989. - № 7. - С. 29-32;
14. Дмитриевцев, К.Н. Процесс правотворче¬ства в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / К.Н. Дмитриевцев. - Н. Новгород, 1994. – 40 с.
15. Жени, Ф. Законодательная техника в современных граждан¬ско-правовых кодификациях / Ф. Жени // Журнал министерства юстиции. - 1996. - № 8. - С. 125.
16. Иванов, В.В. «Сложносоставные» субъекты Российской Федерации: конституционная реальность и проблемы регулирования внутренних отношений / В.В. Иванов. – Красноярск: Красн. гос. аграрный ун-т, 2008. – 130 с.
17. Ивлев, Ю.В. Логика для юристов: Учебник / Ю.В. Ивлев. - М.: Изд-во «Юридический колледж МГУ», 2010. – 420 с.
18. Иеринг, Р. Юридическая техника / Пер. с нем. Ф.С. Шендор- фа. - СПб.: Сфера, 2009. – 361 с.
19. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации/ Отв.редактор А.В. Иванченко. - М.: НОРМА, 2009. – 410 с.
20. Ильюк, Е.В. Законодательная техника построения диспо¬зиции статьи уголовного закона: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Е.В. Ильюк. - Свердловск, 1989. – 52 с.
21. Исаков, В.Б. Выступление на международном семинаре «Подготовка и принятие законов в правовом государстве» (Москва, 28-29 апреля 1997 г.) / В.Б. Исаков. - М.: Издание Государственной Думы, 1998. – 102 с.
22. Керимов, А.Д. Понимание парламентаризма и перспективы его развития в России. / А.Д. Керимов // Гражданин и право. -2002. -№7/8. -С.30.
23. Керимов, Д.А. Кодификация и законодательная тех¬ника / Д.А. Керимов. - М.: Юридическая литература, 2009. – 205 с.
24. Конституционное законодательство России / К.М. Кривник. - М.: Городец. Формула права, 2009. – 96 с.
25. Кругликов, Л.Л. О средствах законодательной техники в уголов¬ном праве / Л.Л. Кругликов // Проблемы юридической техники в уголовном и уголов¬но-процессуальном законодательстве. – Ярославль.: Дом книг, 2010. - С. 4.
26. Кузнецова, Н.Ф. О законодательной технике в уголовном праве / Н.Ф. Кузнецова // Вестник Московского университета. - 2004. - № 4. - С. 52.
27. Магомедов, С.К. Технико-правовые аспекты законотворчества / С.К. Магомедов // Адвокат. - 2006. - № 11. - С. 52.
28. Михалева, Н.А. Конституционные реформы в республиках – субъектах РФ / Н.А. Михалева // Государство и право. - 2005. - № 4. - С. 3–10.
29. Наумов, А.В. Форма уголовного закона и ее социальная обусловленность / А.В. Наумов // Проблемы совершенствования уголовного за¬кона. - М.: Юридическая литература, 2008. – 212 с.
30. Нашиц, А. Правотворчество. Теория и законодательная техника / А. Нашиц. - М.: БЭК, 2009. – 317 с.
31. Нерсесянц, В.С. Проблемы общей теории государства и права / В.С. Нерсесянц. - М.: Кнорус, 2010. – 358 с.
32. Общая теория права. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. – 532 с.
33. Оксамытный, В.В. Проблемы сравнительного правоведения / В.В. Оксамытный // Теория государства и права. - М.: Сфера, 2008. - С. 185.
34. Окуньков, Л.А., Рощин, В.А. Вето Президента / Л.А. Окуньков. - М.: Городец. Формула права, 2009. – 194 с.
35. Панько, К.Г. Методология и теория законодательной техники в праве России / К.Г. Панько. – В.: Сфера, 2009. – 182 с.
36. Пиголкин, А.С. Теория государства и права: Учебник / А.С. Пиголкин. - М.: Городец, 2008. – 562 с.
37. Поленина, С.В. Качество закона и эффективность законодательства / С.В. Поленина С.В.. - М.: Юридическая литература, 2008. – 225 с.