Введение
Глава 1. Основы организации деятельности дошкольного образовательного учреждения
1.1. Приоритетные направления деятельности дошкольных образовательных учреждений
1.2. Нормативно-правовое обеспечение деятельности заведующего ДОУ
Глава 2. Практическое применение методов контроля воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
2.1. Организация контроля за функционированием и развитием ДОУ
2.2. Пример организации контроля деятельности ДОУ со стороны заведующей воспитательно-образовательным процессом
Литература
Заключение
Приложения
Современная образовательная ситуация в России характеризуется противопоставлением требований к непрерывности, прогрессивности и адаптированности образовательного процесса и профессиональной мобильности специалистов, которые его осуществляют.
Современный руководитель дошкольного образовательного учреждения - это руководитель, обладающий высокой культурой управленческой деятельности. Заведующий дошкольным образовательным учреждением должен уметь одновременно решать управленческие, финансово-организационные, социально-педагогические, методические и другие задачи. При этом особое место в этом процессе занимает руководство и контроль воспитательно-образовательным процессом в ДОУ. Данный факт и определяет социальную значимость данной работы.
Проблема руководства и контроля воспитательно-образовательным процессом в ДОУ отражена в трудах многих отечественных ученых-практиков (О. Артамонова, А. Васильева, Н.Ф. Дик, С. Новоселова, Л.В. Поздняк, Р.М. Чумичева и др.). В работах данных авторов проблема руководства и контроля воспитательно-образовательным процессом рассматривается разносторонне. Научная значимость данного исследования определяется попыткой проанализировать и обобщить основные условия работы заведующего ДОУ в плане руководства и контроля деятельности.
Знание основных принципов и методических приемов руководства и контроля воспитательно-образовательным процессом в ДОУ поможет работникам дошкольных образовательных учреждений эффективно выстраивать деятельность и решать педагогические задачи. Данный аспект объясняет практическая значимость нашей работы.
Цель исследования: изучение проблемы руководства и контроля со стороны заведующей воспитательно-образовательным процессом в ДОУ.
Объект исследования: управление качеством воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Предмет исследования: система руководства и контроля воспитательно-образовательным процессом со стороны заведующей ДОУ.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть приоритетные направления деятельности дошкольных образовательных учреждений.
2. Охарактеризовать нормативно-правовую основу деятельности заведующей в ДОУ.
3. Изучить основу организации контроля за функционированием и развитием ДОУ.
4. На примере изучить методы руководства и контроля воспитательно-образовательного процесса со стороны заведующей ДОУ.
Методы исследования: беседа, наблюдение, анализ карт медицинского и психологического обследования ребенка, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.
1. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 4.
2. Бондаренко А.К., Поздняк Л.В., Шкатулла В.И. Заведующий дошкольным учреждением. – М.: Просвещение, 1994.
3. Васильева А. Старший воспитатель детского сада / А. Васильева [и др.]. — М., 1990.
4. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2014. – 192 с.
5. Воробьева Т.К. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения: методические рекомендации. – М.: Ансел М, 1997.
6. Дик Н.Ф., Иванова Н.Б. Настольная книга руководителя образовательного учреждения. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.
7. Дик Н.Ф. Настольная книга руководителя дошкольного образовательного учреждения. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 380 с.
8. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. – Ростов н/Д., 2010.
9. Контроль функционирования и развития ДОУ: Методические рекомендации/ Авт.-сост. М.В. Корепанова, И.А. Липчанская. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
10. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. — 1989. — № 5.
11. Лихачев Б. Т. Педагогика / Б. Т. Лихачев. — М., 1992.
12. Маркова Л.С. Программа развития дошкольного образовательного учреждения: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2010.
13. Марьенко И.С. Организация методической работы в школе. – М., 2013.
14. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: методические рекомендации. – М., 2009.
15. Настольная книга заведующей детского сада. 2-е изд., доп. и перераб./Авт.-сост. Н.Ю. Честнова.- Ростов н/Д: Феникс, 2012.
16. Новоселова С. Развивающая предметно-игровая среда детства: мир «Квадро» / С. Новоселова // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 4. — С. 79.
17. Нормативы в сфере образования: Справочное издание. ИФ «Образование в документах». – М., 2011.
18. Орлик Н. Тематический контроль в детском саду / Н. Орлик // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 3. — С. 59.
19. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С. А. Смирнова. — М., 2007.
20. Петровский, В. А. Построение развивающей среды в ДОУ / В. А. Петровский [и др.] / Дошкольное образование в России. — М., 1997.
21. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. – М.: Академия, 2009.
22. Программы дошкольных образовательных учреждений: методические рекомендации для работников ДОУ/ сост. О.А. Соломенникова. – М.: Аркти, 2010.
23. Стеркина Р. Рекомендации по организации работы дошкольных учреждений / Р. Стеркина, О. Князева // Дошкольное воспитание. — 1992. — № 2.
24. Толстикова О. Создаем развивающую среду своими руками / О. Толстикова // Дошкольное воспитание. — 1997. — № 5.
25. Чумичева Р.М. Управление качеством дошкольного образования. – Ростов н/Д: РГПУ, 2009.
26. Юдина Е.Г., Степенова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду. – М., 2010.