Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Актуальность повышения конкурентоспособности организаций
1.2. Сила конкуренции при различных формах конкурентного рынка
1.3. Развитие конкурентоспособности организации и методика расчета ее показателей на современном этапе
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ ООО «МАКДОНАЛДС»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Расчет показателей конкурентоспособности предприятия
2.3. Конкурентоспособность по показателю размера торгового пространства
2.4. Оценка конкурентоспособности компании «Макдоналдс»
В рыночных условиях особое значение приобретает управление конкурентоспособностью предприятия. Проблемы достижения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов не могут быть оптимально решены без учета особенностей развития конкретной отрасли народного хозяйства.
В этих условиях успех хозяйствующего субъекта напрямую зависит от достижения конкурентоспособности и реализации конкурентных подходов, обеспечивающих его устойчивое рыночное положение.
В последние годы в теории и на практике все больше уделяется внимания необходимости комплексного решения проблемы развития конкуренции и повышения конкурентоспособности предприятий.
В условиях рыночных отношений проблема конкурентоспособности товаров и предприятий становится все более актуальной. Опыт ведущих фирм говорит о том, что для устойчивого коммерческого успеха на рынке необходима система управления созданием, изготовлением и реализацией не просто качественной, а именно конкурентоспособной продукции. К числу важнейших показателей при оценке конкурентоспособности относят степень новизны товара, качество его изготовления, наличие материальной базы для распространения информации о товаре, мере по стимулированию сбыта, приспособление товара к требованиям конкретного рынка, финансовые условия сбыта, способность фирмы или предприятия быстро реагировать на успехи или неудачи на рынке.
Данная проблема определила цель дипломной работы, которая заключается в изучении понятие конкурентоспособности предприятия на примере ООО «МакДоналдс».
Достижению поставленных целей способствует решение следующих задач:
- показать параметры, определяющие конкурентоспособность предприятия,
- рассмотреть методы оценки конкурентоспособности предприятия, конкурентное преимущество,
- оценить конкурентоспособность анализируемого предприятия.
Предметом исследования является конкурентоспособность ООО «МакДоналдс».
Объектом исследования определена деятельность ООО «МакДоналдс».
Теоретической и методологической основой работы послужили теоретические положения работ отечественных и зарубежных ученых в области товарного обращения, конкуренции, экономики предприятия и торговли. Весомый вклад в теорию исследуемых проблем внесли Г.А. Азоев, А.И. Акимова, Л.А. Брагин, Р. Блэкуэлл, Дж. Грейсон, В. Я. Горфинкель, Б. Голд, А.Н. Романова, А.Дж. Стикленд, Д. Стоун, Р.А. Фатхутдинов, К.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Актуальность повышения конкурентоспособности организаций
Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений.
Этимологически слово «конкуренция» восходит к латинскому «concurrentia», означающему столкновение, состязание. Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. [5, с. 278]
К ученым и практикам России в начале XXI века постепенно приходит осознание того, что механическое приложение теоретических и практических рекомендаций, предлагаемых учеными развитых стран запада, не принесло ожидаемых результатов. И дело тут не только в непродуктивности слепого копирования чужого опыта и некритическом следовании навязанным рекомендациям. Произошла объективная модификация конкурентных преимуществ и соответствующая трансформация в конкурентоспособность, требующая адекватного учета в стратегическом управлении. Изначально модификация конкурентных преимуществ в конкурентоспособность, о которой говорил В. Ойкен, нашла подтверждение в `парадоксе` В. Леонтьева, который в 1960-е гг. пытался практическими расчетами подтвердить теорему Хекшера-Олина. Шведские экономисты Э. Хекшер и Б. Олин трансформировали принцип сравнительных издержек Д. Рикардо, так как он не охватывает всех особенностей сопоставления условий внешней торговли. Во внешнеторговом обмене растет доля обрабатывающих отраслей и услуг с высокой долей добавленной стоимости. В формировании мировых цен все значительнее становится роль не столько природных, сколько иных факторов. Э. Хекшер и Б. Олин придерживались классического подхода к определению цены, в основе которой лежит их редкость. Т.е. стране выгоднее специализироваться на торговле тем ресурсом, которым она обладает в избытке. В стране, имеющей избыток рабочей силы, происходит удешевление трудоемких товаров, и поэтому эти товары становятся конкурентоспособными на международном рынке. Соответственно в стране с капиталоемкой экономикой конкурентоспособными становятся капиталоемкие товары. Для таких стран международная торговля является способом выравнивания различий в факторах производства.
В. Леонтьев ожидал, что подтвердятся позиции США в экспорте капиталоемких и импорте трудоемких товаров. Полученные результаты показали, что импорт США был примерно на 30 % более капиталоемок, чем экспорт. Следовательно, США экспортируют преимущественно трудоемкие виды продукции, а импортируют капиталоемкие товары. Это противоречило выводам, вытекающим из модели Хекшера-Олина, и стало известно как `парадокс Леонтьева`, т.е. явление, дающее обратный результат конкурентных преимуществ страны.
Подтверждением модификации конкурентных преимуществ в конкурентоспособность служат выводы М. Портера, вытекающие из анализа по `правилу ромба`, когда страна не наследует, а создает наиболее существенные факторы производства, к которым относится квалифицированная рабочая сила или научно-техническая база производства. Портер обращает внимание на то, те факторы, которыми обладает государство в данный момент времени оказываются менее значимыми, чем скорость и эффективность их создания и обновления, а также применения в конкретных отраслях . (В России наконец-то осознали значимость указанных Портером факторов и, начиная с госбюджета 2006 г. расходы на образование и фундаментальную науку стаи увеличиваться).
Еще одним подтверждением модификации конкурентных преимуществ в конкурентоспособность является обоснованная позиция Франсуа Перру, состоящая в предложении сравнивать силы различных действующих лиц международной экономической жизни. В своих выводах Перру исходит из того факта, что страны находятся в неодинаковом положении из-за различной степени зависимости от международного обмена в соответствии со связанной с ним долей их производства и потребления: США и Япония менее зависимы от международной торговли, чем страны Западной Европы. Зависимость особенно велика, когда за границу продаются лишь несколько определенных продуктов, например, в России - нефть, газ, лес. Таким образом, способность стран реагировать на колебания условий международного обмена, тесно связана со степенью их зависимости от него. Если на международных рынках цены на кукурузу падают, ЕС или США могут за год сократить площади, отведенные под этот продукт, чтобы отвести их под другой и таким образом изменить рыночное равновесие. Если же начнут падать цены на нефть или газ, Россия будет стремиться увеличить объемы своего производства, чтобы поддержать экспортные поступления на прежнем уровне.
Кроме того, одни страны зависят от международной торговли, а другие имеют возможность влиять на нее: `Влияние страны на международный обмен изменяется в зависимости не только от ее места в международной торговле, но и от значимости национального производства в мировом богатстве. Возможности влияния США, ЕС или Японии несоизмеримы с возможностями развивающихся стран, хотя последние зачастую отводят экспорту гораздо более значительную долю своего производства. Правила, применяемые в области патентов и лицензий, составляют эффективную защиту прав предприятий наиболее развитых стран. Эти же рассуждения применимы и для транснациональных компаний, центры принятия решений которых чаще всего находятся в промышленно развитых странах` [*]. М. Пебро делает вывод о том, что вмешательство государства является инструментом ограничения конкуренции, причем этот инструмент эффективнее действует в наиболее развитых странах, обладающих огромными финансовыми ресурсами. Такие `инструменты экономической политики: валютная, денежная, налоговая политика, изменение процентных ставок, субсидии, премии, скидки с установленного процента и иные регламентации различного рода являются средствами создания искусственных сравнительных преимуществ. Прежде всего это касается таких отраслей как продовольственная или национальная безопасность. Ограничения в этих отраслях внутренне (имманентно) присущи самому существованию этих стран. Экспорт сельскохозяйственной продукции осуществляется по ценам, не соответствующим издержкам производства из-за прямой и косвенной государственной поддержки для обеспечения его выживания. Настолько же уменьшаются сравнительные преимущества стран, ввозящих эти продукты.