ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА ВЕТЕРАНА
1.1. История становления и развития правового статуса ветерана по действующему законодательству РФ
1.2. Категории ветеранов
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ВЕТЕРАНОВ, КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ВЕТЕРАНОВ
2.1. Меры социальной поддержки по категориям ветеранов
2.2. Основные направления реализации государственной политики в отношении ветеранов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации провозгласила Россию социальным государством (ч. 1 ст. 7), т.е. законодательно закрепила главное в его деятельности - социальную политику и социальную защиту человека, что составляет конституционно-правовое содержание указанной нормы. В юридической науке под социальным государством понимается государство, основанное на справедливости и всеобщей солидарности и обеспечивающее каждому человеку и народу в целом конституционное право на достойную жизнь и свободное развитие на основе создания условий для реализации социально-экономических стандартов, закрепленных в международных правовых актах, к которым присоединилась Российская Федерация.
Особым объектом приложения усилий социального государства являются ветераны.
Система государственной социальной поддержки ветеранов в нашей стране находится в постоянном развитии. Законодательным актом, составляющим основу системы социальной поддержки ветеранов в Российской Федерации, является в настоящее время Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ (далее - Федеральный закон «О ветеранах»).
До вступления в силу указанного Закона данная сфера правоотношений регулировалась обширным массивом нормативных правовых актов, принятых в советский период отечественной истории. В этих правовых актах, следуя исторически сложившимся традициям государственной заботы о защитниках Отечества, Советское государство, учитывая заслуги ветеранов, установило им льготы и иные социальные гарантии в вопросах пенсионного и иных видов материального обеспечения, предоставления и оплаты жилья и коммунальных услуг, оказания материальной помощи, по уплате налогов, по проезду на транспорте и т.д.
Принятие единого закона, в котором кодифицирован обширный массив правовых норм о социальной защите ветеранов, - явление беспрецедентное в отечественной законотворческой практике. Федеральный закон «О ветеранах» определил правовые, экономические и нравственные аспекты государственной политики в отношении ветеранов, что позволило существенно укрепить гарантии государственной поддержки миллионов заслуженных людей.
Объектом исследования является сфера общественных отношений, возникающих по поводу оказания мер социальной поддержки ветеранам.
Предметом работы выступает нормы действующего законодательства, регулирующие оказание социальной помощи ветеранам.
Целью работы является рассмотрение мер социальной поддержки ветеранам и проблемы их реализации.
Исходя из поставленной цели, задачи работы следующие:
- рассмотреть историю становления и развития правового статуса ветерана по действующему законодательству РФ;
- проанализировать категории ветеранов;
- исследовать меры социальной поддержки по категориям ветеранов;
- рассмотреть основные направления реализации государственной политики в отношении ветеранов.
Методологической основой исследования являются общенаучный, исторический, формально-логический, системно-структурный и др.
Нормативной базой работы стали положения Конституции РФ и федеральных законов.
Теоретическую основу работы составили труды М.О. Буяновой, З.А. Кондратьевой, С.И. Кобзевой, Н.В. Артамонова и др.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА ВЕТЕРАНА
1.1. История становления и развития правового статуса ветерана по действующему законодательству РФ
Ветераны - граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие постоянно на территории РФ, имеющие заслуги перед государством в военной или трудовой деятельности[1].
Термин «ветеран» означает:
1) в Древнем Риме - солдат, отслуживший срок в армии. Ветераны наделялись землей (в Италии и провинциях) или получали денежное вознаграждение, а также права римского гражданства, освобождались от повинностей;
2) старый, опытный воин; участник войны в прошлом;
3) человек, долго проработавший на каком-нибудь поприще.
Анализ Федерального закона «О ветеранах» показывает, что правовой статус ветерана в Российской Федерации не только отграничивается от правовых статусов граждан иных категорий (например, депутатов, военнослужащих, государственных гражданских служащих, работников правоохранительных органов и др.), но делится внутри на правовые статусы ветеранов различных категорий и групп (ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда).
Критерии внутреннего деления правового статуса ветеранов с учетом того, в какой сфере государственно-значимой деятельности (участие в войнах и боевых действиях, трудовая деятельность, безупречная военная служба) они приобрели заслуги перед государством, могут быть дополнены еще и критериями правосубъектности - правовыми нормами, определяющими круг лиц, пользующихся этим статусом.
Специальный правовой статус ветерана - это нормативно закрепленный статус личности, на основе которого у личности ветерана как субъекта права появляются такие специфические права, свободы, обязанности и законные интересы, которые конкретизируют, дополняют или ограничивают ее общий правовой статус[2].
Следует отметить, что одно и то же конкретное лицо (гражданин) может быть носителем одновременно различных специальных статусов в зависимости от тех социальных позиций, которые он занимает в обществе. Например, гражданин, проходящий военную службу, выполнявший ранее задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и имеющий выслугу лет на военной службе 20 лет и более, одновременно является носителем нескольких специальных статусов: статуса военнослужащего, статуса ветерана боевых действий, статуса ветерана военной службы.
Следует заметить, что специальный правовой статус ветеранов, имеющих заслуги в защите Отечества, вытекает главным образом из правового статуса военнослужащего.
Как считает известный военный ученый-правовед Н.В. Артамонов, длительное время изучавший проблемы статуса военнослужащего, специфика правового положения военнослужащих в значительной мере определяется наличием института льгот, компенсаций и гарантий, предоставляемых в связи с выполнением воинской обязанности. «Одной из общественных (социальных) групп нашего общества, выделяемых по признаку профессиональной принадлежности, - указывает данный ученый, - являются военнослужащие. Своеобразие их правового состояния, а значит, и характер взаимоотношений с другими группами отражается в совокупности установленных для них государством прав, обязанностей и норм юридической ответственности или, иными словами, - в их правовом статусе (положении). В свою очередь, специфика самого этого статуса определяется тем, что конституционные и предусмотренные другими общими законодательными актами права и обязанности воинов как граждан получают свое развитие и конкретизацию в нормах военного законодательства, чем обеспечивается осуществление этих прав и обязанностей в реальных условиях военной службы. Таким образом, с одной стороны, военнослужащий обладает правами и несет обязанности гражданина, в силу чего является субъектом общего законодательства, а с другой - одновременно представляет собой субъект специального, военного законодательства»[3].
Выполнение военнослужащими, участвовавшими в боевых действиях, специальных обязанностей в интересах государства в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни и здоровья, наделяет их признаками еще одного специального статуса - статуса ветеранов боевых действий. Установление государством данного специального статуса обусловлено тем, что указанные военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, «...должны быть обеспечены сверх установленных для других норм. Это объясняется тем, что военнослужащие - участники боевых действий испытали повышенные психофизиологические нагрузки, не позволяющие некоторой части из них вернуться к нормальному образу жизни. И сами военнослужащие, оценивая свое состояние, сформировавшееся в результате негативного воздействия боевой обстановки, требуют особенного отношения к себе, справедливо считая, что они это заслужили»[4].
Говоря о правовом статусе ветерана в Российской Федерации, необходимо иметь в виду либо общенормативную связь субъектов права, определяемых родовыми признаками (граждане РФ, военнослужащие и т.д.), либо правовое положение конкретных лиц, но в последнем случае - независимо от характера их взаимоотношений с другими субъектами права, складывающихся по поводу тех или иных конкретных юридических фактов.