Введение
Глава 1. Теоретические основы понятия рентабельности организации
1.1. Сущность и понятие рентабельности
1.2. Информационное обеспечение и организация анализа рентабельности
1.3. Показатель рентабельности
Глава 2. Экономическая характеристика ОАО Элегант
2.1. Общие сведения о предприятии
2.2. Организация учета и анализа на предприятии
2.3. Характеристика основных тенденций развития организации
- Анализ рентабельности деятельности ОАО «Элегант»
3.1. Динамика исходных данных и состав прибыли
3.2. Факторный анализ прибыли
3.3. Расчет показателей рентабельности и анализ динамики
3.4. Факторный анализ рентабельности
3.5. Выявление фактора и резерва роста рентабельности предприятия
Заключение
Список использованных источников
Ориентация отечественной экономики на рыночные отношения потребовала пересмотра отношения к рентабельности, что обусловлено ее особым местом в системе хозяйствования.
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности должен находиться в основном звене всей экономики - на предприятии. Именно здесь производится нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. Значительная часть государственного бюджета формируется за счёт финансовых поступлений от промышленных предприятий. Поэтому, эффективность производства относится к числу ключевых категорий рыночной экономики, которая непосредственно связана с достижением конечной цели развития производства в целом и каждого предприятия в отдельности.
Исторически при всех способах производства безотносительно к формам собственности производителя интересует соотношение между затратами и результатами своей деятельности. Сущность проблемы повышения рентабельности производства состоит в увеличении в процессе использования имеющихся ресурсов экономических результатов на каждую единицу затрат.
Общеизвестно, что результаты деятельности предприятий могут быть оценены различными показателями, такими, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Характеризуя финансовый или производственный результат, перечисленные показатели не способны оценить эффективность деятельности предприятий. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена во взаимосвязи с другими показателями, характеризующими вложенные в предприятие средства.
Показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятий, являются показатели рентабельности (или доходности).
Расчет этих показателей необходим, прежде всего, для обобщения совокупных характеристик эффективности ведения предпринимательской деятельности, а также для оценки перспектив развития организации, что, в свою очередь, позволит судить о степени обеспечения выполнения обязательств (включая обязательства по уплате налогов) и достаточном уровне прибыли, необходимой для ее реинвестирования.
Глава 1. Теоретические основы понятия рентабельности организации
1.1. Сущность и понятие рентабельности
Рентабельность выступает как экономическая категория, оценочный результативный показатель, целевой ориентир, инструмент расчета чистого дохода общества, источник формирования различных фондов.
Экономическое содержание рентабельности тождественно понятию «прибавочная стоимость». Как экономическая категория рентабельность отражает совокупность отношений субъектов хозяйствования, участвующих в формировании и распределении национального дохода.
Основными функциями рентабельности являются: учетная, оценочная, стимулирующая.
Как результативный показатель она характеризует эффективность использования имеющихся ресурсов, успех (неуспех) в бизнесе, рост (снижение) объемов деятельности.
Как количественный показатель рентабельность представляет собой разницу между ценой и стоимостью товаров, между объемом продаж и себестоимостью (в сфере обращения — между валовыми доходами и издержками обращения). Рентабельность, являясь конечным результатом деятельности предприятия, создает условия для его расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности.
Понятие «рентабельность» имеет разные значения с позиции предприятия, потребителя, государства. Но во всех случаях оно означает выгоду. Если предприятие (промышленное предприятие) работает рентабельно (в нормальных условиях хозяйствования), то это свидетельствует о том, что покупатель, приобретая товар именно в этом магазине (или этого производителя), получает удовлетворение от покупки (когда у него есть выбор), а государство (общество) может за счет налогов на рентабельность поддерживать убыточные объекты, решать приоритетные социальные задачи.