Введение
- Общие положения об административном принуждении
1.1. Понятие и признаки административного принуждения
1.2. Классификация мер административного принуждения
- Характеристика некоторых видов административного принуждения
2.1. Административно-предупредительные меры
2.2. Административное пресечение в системе административного принуждения
2.3. Административная ответственность
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования связана со следующим.
Значительная часть научных исследований посвящена административному принуждению как одному из ведущих способов государственного управления, что, на первый взгляд, позволяет сделать вывод об исчерпывающем изучении всех аспектов этого сложного социально-юридического явления, включая и его классификацию. Однако до сих пор в науке административного права так и не сложился общепризнанный вариант классификации мер административного принуждения.
В научной среде отсутствует единство в восприятии данного сложного социально-юридического явления, что обусловлено рядом причин: многообразием регулируемых административным правом общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления; отсутствием единства в выборе критериев для классификации; разнотипностью применяемых мер принуждения для преодоления правовых аномалий и др. В большинстве случаев в качестве критериев для классификации мер административного принуждения выступают цели применения и способ обеспечения правопорядка.
Более того, в нормах действующего законодательства Российской Федерации не закреплена система мер административного принуждения, позволяющая их дифференцировать по какому-либо единому основанию, что способствует возникновению проблем в их теоретическом осмыслении и практическом использовании.
Использование мер административного принуждения ограничивает права и свободы граждан, поэтому особую актуальность принимает вопрос об административно-правовых нормах, которые регулируют применение мер административного принуждения. В то же время, при применении мер административного принуждения, ограничение прав и свобод не выходит за границы конституционных положений.
На основе анализа и обобщения административного законодательства, научной литературы по исследуемой проблеме, а также соответствующей правоприменительной деятельности органов внутренних дел представляется возможным сделать вывод о том, что актуальность исследования выше обозначенной проблемы обусловлена целым рядом обстоятельств. К числу которых относится стремление нашего государства создать эффективные рыночные отношения и определить степень их адекватного административно-правового регулирования со стороны государства, сформировать административно-правовой механизм, направленный на реализацию конституционных положений, касающихся обеспечения прав и законных интересов личности в сфере внутренних дел, а также обеспечить безопасность личности, общества и государства.
Объект исследования – общественные отношения в сфере применения видов административного принуждения.
Предмет исследования – правовая регламентация особенностей применения мер административного принуждения.
Цель курсовой работы – анализ и выявление содержания понятие и видов административного принуждения.
Задачи курсовой работы:
- сформулировать понятие и рассмотреть признаки административного принуждения;
- классифицировать меры административного принуждения;
- охарактеризовать меры административного пресечения в системе административного принуждения;
- проанализировать следующие виды административного принуждения: административно-предупредительные меры; административное пресечение; административную ответственность.
В отечественной административно-правовой науке и учебной литературе советского и современного периодов учение о понятии и видах административного принуждения стало одним из основных разделов. Его теоретические основы были заложены такими виднейшими учёными, как Ц. А. Ямпольская, М. И. Еропкин, и в дальнейшем получили развитие в трудах А. П. Алехина, А.А. Кармолицкого, Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова, Д.Н. Бахраха, А.П. Коренева, Б.В. Россинского, Ю.Н. Старилова, К.С. Бельского, Ю. П. Соловья и др.
Методы исследования включают в себя общенаучные – диалектический, анализа и синтеза, перехода от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному и специально-научные – формально-юридический.
Структура исследования обусловлена ее целью и задачами и включает введение, две главы основного текста, заключение и список литературы.
1. Общие положения об административном принуждении
1.1. Понятие и признаки административного принуждения
Административное принуждение есть деятельность уполномоченных органов исполнительной власти в лице их должностных лиц. Административное принуждение имеет своими целями предупреждение, пресечение нарушений законодательства, причинения вреда охраняемым законом интересам событиями, не связанными с совершением правонарушений (например, эпидемиями, эпизоотиями, стихийными бедствиями, чрезвычайными происшествиями и т. п.), а также привлечение лиц, виновных в совершении административных правонарушений, к административной ответственности и восстановление нарушенных прав[1].
Основанием применения мер административного принуждения является:
- совершение физическим или юридическим лицом административного правонарушения.
- невыполнение законных требований физическим или юридическим лицом о совершении или прекращении определенной деятельности. В процессе изучения административного принуждения возникает масса вопросов, так как ученые в области административного права не разделяют общего мнения, когда применяется мера административного принуждения, а когда это профилактика правонарушений.
Административное принуждение - особый вид государственного принуждения, имеющий своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления. Меры административного принуждения используются в процессе реализации исполнительной власти соответствующими органами и должностными лицами, что является результатом проявления их государственно-властных полномочий. Всем мерам административного воздействия присущ властно-принудительный характер[2].