Введение
Глава 1. Общие положения о системе и структуре исполнительной власти в Российской Федерации
1.1. Понятие и отличительные особенности системы органов исполнительной власти
1.2. Структурное построение исполнительной власти в России
Глава 2 . Направления реформирования системы органов исполнительной власти
2.1. Административная реформа, цели и итоги
2.2. Тенденции и перспективы организации системы федеральных органов исполнительной власти
Заключение
Библиографический список
Актуальность исследования обусловлена следующим.
Структурные вопросы внутриорганизационных административных отношений определяют устройство исполнительной власти с точки зрения внешней формы ее осуществления и являются компонентом их правового статуса. Постмодернизационные тенденции, складывающиеся в организации центрального аппарата государств, обеспечивших глубокие и системные реформы в сфере публичного управления, в частности, характеризуются укрупнением министерского звена, заменой отраслевого управления функциональным, созданием суперминистерств, диверсификацией организационно-правовых форм исполнительной власти, отказом от монопольного положения министерств в централизованной администрации, развитием децентрализованных учреждений. Становится относительно регулярной деятельность по реформированию государственного управления.
Отметим важность функций, выполняемых органами исполнительной власти при осуществлении государственного управления. В различные периоды функционирования государства на первый план могут выступать различные функции государства. Для современной России важными функциями становятся формирование эффективной системы и структуры органов государства; организация действенной политической системы государства; укрепление общественных институтов, обеспечивающих необходимый уровень демократии; создание административно-правовых социальных регуляторов, обеспечивающих защиту прав и свобод граждан, повышение благосостояния людей, развитие науки, образования и т.д.
Государство выполняет две основные функции: политическую - вырабатывает основные направления государственной политики - и административную - осуществляет реализацию функций в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах. Первая функция реализуется совокупностью как государственных, так и негосударственных, в том числе общественных, институтов. Вторая - прерогатива только органов исполнительной власти государства.
Основная цель государственного управления, как это установлено в Конституции РФ, - обеспечение благополучия и процветания России, незыблемости ее демократической основы. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Именно они определяют деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Иные цели государственного управления вытекают из целей и задач органов государственного управления и служат достижению основной цели.
Цель исследования – выявление понятия и особенности правового статуса органов исполнительной власти.
Для достижения данной цели потребуется решить ряд задач:
- определить понятие и отличительные особенности системы органов исполнительной власти;
- охарактеризовать структурное построение исполнительной власти в России;
- выявить направления реформирования системы органов исполнительной власти;
- указать цели и итоги административной реформы;
- выявить тенденции и перспективы организации системы федеральных органов исполнительной власти.
Объект исследования - общественные отношения в сфере реформирования системы и структуры исполнительной власти в Российской Федерации.
Предмет исследования – порядок реформирования системы и структуры исполнительной власти в Российской Федерации.
Нормативно-правовая основа исследования – нормы современного российского законодательства.
Теоретической основой исследования выступили работы современных российских авторов, таких, как И.Л.Бачило, В.Г. Вишняков, А.Ю. Грищенко, К.В. Давыдов, С.З. Женетль, Е.В.Заверткина, Д.В. Карпухин, Д.С. Кононова, Т.Я.Коняхина, С.А. Кужугет, А.В. Липунцова, Ю.Н.Лобачёва, Е.Н.Малик, Ю.И. Мигачев, Т.А. Назаренко, О.Н. Ордина, В.Г. Павловский, Л.Л. Попов, П.Е. Спиридонов С.В. Тихомиров, Ю.А.Тихомиров, В.Н. Хорьков, С.А. Юдин.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания (материалистическая диалектика) и вытекающие из него общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, а также частнонаучные методы: формально-юридический.
Структура курсовой работы определена целью и задачами и, соответственно, включает в себя введение, две главы, объединяющие четыре параграфа, заключение и список использованной литературы.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СИСТЕМЕ И СТРУКТУРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. ПОНЯТИЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В Конституции РФ отсутствует самостоятельная глава, которая была бы посвящена исполнительной власти, как это сделано, например, в главе 5 Конституции РФ[1], полностью посвященной Федеральному Собранию - представительному и законодательному органу Российской Федерации. Установлены его структура, порядок формирования и роспуска, полномочия обеих палат.
В Конституции РФ есть главы, которые имеют отношение к исполнительной власти. Это глава 4, которая устанавливает правовой статус Президента РФ как главы государства, определяющего основные направления внутренней и внешней политики государства, играющего немалую роль и оказывающего огромное влияние на исполнительную власть. Но Президент РФ не является главой исполнительной власти.
Это глава 6, которая так и называется: «Правительство Российской Федерации», в которой установлен правовой статус коллегиального органа, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации. Но это высший орган исполнительной власти и только небольшая часть всей системы исполнительной власти Российской Федерации.
Самостоятельной главы, посвященной одной из трех равноправных и независимых ветвей власти - исполнительной власти, - в Конституции РФ нет. Хотя она должна быть и в ней необходимо определить систему и структуру исполнительной власти, порядок ее формирования, полномочия как федеральных органов исполнительной власти, так и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, основы взаимодействия этих органов с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. Уже давно пора определиться с правовым статусом органов исполнительной власти в федеральных округах. Многие дискуссионные вопросы могли бы быть сняты с принятием такой главы.
Следует отметить, что в настоящее время на нормативно-правовом уровне не сформировано общее понятие «функция федерального органа исполнительной власти», хотя на научно-методологическом уровне данная проблема проработана достаточно глубоко. Так, И.Л. Бачило, М.А. Лапина и Д.В. Карпухин под функцией федерального органа исполнительной власти понимают первичную, постоянную и достаточно устойчивую категорию, выражающую цели системы с учетом причинно-следственных зависимостей субъекта от специфики управляемых сфер и областей жизни[2]. И.Л. Бачило подчеркивает, что термин «функция» определяется как деятельность. Но применительно к конкретной сфере деятельности это указание на предмет деятельности, на то, что субъект делает в определенной области и что он должен представить как результат своей деятельности. В управлении это указание на то, в какой области и что делает субъект управления - орган, его подразделения, служащие системы государственной службы[3].
Следует отметить, что Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»[4] № 314 определил виды и содержание функций, но при этом оставил открытым их перечень. Кроме того, само содержание функций федеральных органов исполнительной власти претерпело ряд значительных изменений в последующих редакциях Указа № 314. Так, в первоначальной редакции Указа № 314 в качестве самостоятельной функции федеральных органов исполнительной власти были обозначены правоприменительные функции, под которыми понималось издание индивидуальных правовых актов, а также ведение реестров, регистров и кадастров (абз. «в» п. 2 Указа № 314). В дальнейшем указанная функция была исключена из-за очевидного дублирования ее содержания с функцией, связанной с регистрацией актов, документов, прав, объектов, а также изданием индивидуальных правовых актов, являющейся одной из функций по контролю и надзору (абз. «б» п. 2 Указа № 314 в действующей редакции).
Перечень функций, обозначенных в п. 2 Указа № 314, значительно расширен в последующих пунктах Указа № 314, в которых указанные функции соотнесены с федеральными министерствами, федеральными агентствами и федеральными службами.
Так, абзац «а» п. 3 Указа № 314 наделяет федеральное министерство функциями по нормативно-правовому регулированию и выработке государственной политики в установленной сфере деятельности; абз. «б» п. 3 - функцией правового регулирования в установленной сфере деятельности; абзацы «г» и «д» п. 3 - функциями координации и контроля деятельности находящихся в ведении федерального министерства федеральных служб и федеральных агентств и деятельности государственных внебюджетных фондов.