ВВЕДЕНИЕ
- Правовые основы рекламы и рекламной деятельности
- Характеристика административных правонарушений в сфере нарушения законодательства о рекламе
- Анализ материалов правоприменительной практики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования связана с тем, что ненадлежащая реклама в настоящее время стала таким социально-экономическим явлением, которое необходимо, с одной стороны, признать как характерную черту современной рыночной действительности и, с другой стороны, определить ответственность за ее использование, основываясь на стремлении упорядочить и дополнить в этом направлении некоторые положения законодательства о рекламе. Как на российском, так и на международном рынке товаров и услуг сегодня очевидна всевозрастающая конкуренция. В этой связи товаропроизводители ищут новые методы демонстрации своих преимуществ перед конкурентами, зачастую прибегая при этом к искажению фактов, умалчиванию значимых характеристик товаров, использованию неэтичных элементов в рекламных кампаниях либо других методов, нарушающих законодательство. Реклама, которая не соответствует требованиям, установленным законом, квалифицируется как ненадлежащая. В соответствии с доктриной законодательства о рекламе только добросовестное поведение в рамках рекламной деятельности не причинит вред ни конкурентам рекламодателя, ни потребителям рекламной информации. Лишь достоверная информация о товарах позволяет потребителю сделать осознанный свободный правильный выбор, поэтому ненадлежащая реклама не допускается. Следовательно, главная задача рекламного законодательства заключается в обеспечении принципов защиты потребителей от ненадлежащей рекламы. Основанием для такой постановки вопроса также является ряд нравственных и экономических причин, направляющих внимание и усилия юристов и правоведов в сторону принятия мер, связанных с регламентацией и упорядочением ситуации.
Нормативные правовые акты
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.10.2017) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410.
- Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 12. Ст. 1232.
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ред. от 25.11.2017) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3448.
- Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» (ред. 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 23. Ст. 2199.
- Федеральный закон от 09.05.2005 № 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 19. Ст. 1752.
- Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 01.05.2017) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 140.
- Письмо ФАС России от 01.12.2011 № АК/44573 «О рекламе на дорожных знаках» (с изм. от 16.03.2012) // СПС Консультант Плюс.
- Разъяснения ФАС России от 14.06.2012 «О порядке применения статьи 18 Федерального закона «О рекламе» // СПС Консультант Плюс.
- Письмо ФАС России от 05.12.2014 № АК/49919/14 «О применении новых положений Закона о связи для оценки правомерности рекламных рассылок» // СПС Консультант Плюс.
- Письмо ФАС России от 13.09.2012 № АК/29977 «О последних изменениях в требованиях к рекламе алкоголя» (ред. от 16.10.2012) // СПС Консультант Плюс.
Материалы судебной практики
- Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» // Экономика и жизнь (Бухгалтерское приложение). 2012. № 45.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. № 4.
- Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» // Хозяйство и право. 1999. № 3.
- Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.10.2015 № Ф09-6826/15 по делу № А47-794/2015 // СПС Консультант Плюс.
- Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20.10.2015 № Ф09-6743/15 по делу № А60-57783/2014 // СПС Консультант Плюс.
- Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.10.2015 по делу № А63-4235/2015 // СПС Консультант Плюс.
- Постановление Арбитражного Суда УО от 15.04.2015 по делу № А47-13434/2013 // СПС Консультант Плюс.
- Постановление ФАС СКО от 14.03.2014 по делу № А63-2763/2013 // СПС Консультант Плюс.
- Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2011 г. по делу № А82-3871/2011 // СПС Консультант Плюс.
- Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28 октября 2011 г. по делу № А70-630/2011 // СПС Консультант Плюс.
- Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 июня 2010 г. по делу № 17АП-5770/2010-АК // СПС Консультант Плюс.
- Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2011 г. по делу № А82-3871/2011 // СПС Консультант Плюс.
- Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 мая 2009 г. № А55-15547/2008 // СПС Консультант Плюс.
- Решение ФАС РФ по делу № 3-5-45/00-08-13. URL: http://www.fas.gov.ru/solutions/solutions_38282.html.
Литература
- Гришаев С.П. Реклама: правовое регулирование. М.: Редакция «Российской газеты», 2015. Вып. 10. 172 с.
- Дзгоева Б.О. Соотношение частных и публичных интересов в правовом регулировании рекламы: монография. М.: Проспект, 2009. С. 47.
- Егорова А.О. Реклама алкогольной продукции: будьте внимательны // Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение. 2015. № 8. С.43.
- Ермакова И.В. Реклама, содержащая сравнение рекламируемого товара с товарами конкурентов: правовое регулирование в РФ // Юрист. 2015. № 6. С. 12.
- Карасева С.Ю. Обзор практики рассмотрения арбитражными судами округов споров, связанных с рекламой (четвертый квартал 2015 года) // СПС КонсультантПлюс. 2016.
- Кирилин А.В., Сарнаков И.В. Правовое регулирование рекламы и вопросы ее классификации // Реклама и право. 2014. № 4.
- Кузнецов М.М. К вопросу ответственности за ненадлежащую рекламу // Ленинградский юридический журнал. 2015. № 4. С. 90 - 98.
- Малеина М.Н. Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление, защита: Монография. М.: МЗ Пресс, 2000. С. 136 - 137.
- Носкова Е.Д. Незаконное размещение рекламы: что грозит по КоАП РФ? // Административное право. 2015. № 4. С. 87 - 92.
- Спектор Е.И. Допустимые формы информирования о товаре: коллизии правоприменительной практики // Адвокат. 2015. № 3. С. 49 - 55.
- Тышечко А. Ненадлежащая реклама - недобросовестная конкуренция? // ЭЖ-Юрист. 2016. № 20.