ВВЕДЕНИЕ
- Система гарантий обеспечения прав гражданина
1.1. Основы административно-правового статуса гражданина
1.2. Особенности прав граждан в сфере реализации
исполнительной власти
- ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВОМ ГАРАНТИЙ ПРАВ ГРАЖДАН
2.1. Субъекты, обеспечивающие реализацию прав граждан
2.2. Проблемы возникающие при реализации различных видов гарантий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность исследования. Важнейшее место в обеспечении соблюдения и реализации прав и свобод граждан, безусловно, занимает административное право. Основу предмета правового регулирования административного права составляют как раз общественные отношения, складывающиеся между органами исполнительной власти, с одной стороны, и гражданами и организациями - с другой по поводу реализации исполнительной власти и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Именно органы исполнительной власти в большинстве случаев призваны обеспечить соблюдение прав и свобод граждан, а именно с ними граждане контактируют чаще всего. Поэтому рассмотрение актуальных вопросов обеспечения прав и свобод граждан в сфере административного права является насущно необходимым.
Следуя человекоцентристской модели взаимоотношений личности и государства, Конституция РФ предусматривает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2); как непосредственно действующие они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Вместе с тем их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17).
Основное предназначение приведенных конституционных норм очевидно: закрепить в системе ценностей, защищаемых Основным Законом страны, доминирующее положение человека, его прав и свобод, определяющее значение последних как непосредственно действующих для законодательной и правоприменительной практики, а также решающую роль правосудия в обеспечении правового статуса личности. Но, кроме того, их содержание выражает и одну из важнейших закономерностей социальной жизни как системы общественных отношений, организованных под управлением государства и упорядоченных посредством правового регулирования, а именно - неразрывную связь между правами и обязанностями.
Цель курсовой работы – выявить гарантии прав граждан в сфере реализации исполнительной власти.
Задачи:
- проанализировать систему гарантий обеспечения прав гражданина: основы административно-правового статуса гражданина; особенности прав граждан в сфере реализации исполнительной власти;
- выявить обеспечение государством гарантий прав граждан;
- определить круг субъектов, обеспечивающих реализацию прав граждан, рассмотреть проблемы, возникающие при реализации различных видов гарантий.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся между органами исполнительной власти и гражданами и организациями по поводу реализации исполнительной власти и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
Предмет исследования – нормы административного права, регламентирующие порядок обеспечения права граждан на защиту, специальная литература, правоприменительная практика.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, а также частнонаучные методы: формально-юридический.
Структура работы включает введение, два раздела, заключение и библиографический список.
1. Система гарантий обеспечения прав гражданина
1.1. Основы административно-правового статуса гражданина
Административно-правовой статус – это набор прав и обязанностей, для реализации и использования которых необходимо взаимодействие с публичной администрацией.
Общий административно-правовой статус – набор прав, для реализации которых необходимо наличие общей правоспособности. Он является производным от конституционного статуса.
Специальный административно-правовой статус – обособленная группа прав и обязанностей, реализованных во взаимодействии с исполнительной властью и нехарактерных для большинства физических лиц.
Физические лица как субъекты административных проступков неоднородны по своему административно-правовому статусу, роду занятий, занимаемой должности, выполняемым функциям, сферам ответственности. Это неизбежно обусловливает их дифференциацию, в связи с чем выделяют три вида таких субъектов: а) общий; б) специальный; в) особый.
Общий субъект административных проступков является самым распространенным. Он обладает тремя признаками, присущими всем физическим лицам, за исключением иностранцев и лиц без гражданства. Общий субъект является гражданином Российской Федерации, вменяемым и достигшим возраста 16 лет.
Особыми субъектами административной ответственности являются те из них, привлечение к ответственности которых характеризуется какими-либо особенностями. Особыми субъектами административной ответственности являются, в частности, несовершеннолетние, иностранные граждане и лица без гражданства, военнослужащие и иные лица, имеющие специальные звания, и т.п. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации к категории субъекта административной ответственности «несовершеннолетние» относит физических лиц в возрасте от 16 до 18 лет, привлекаемые к административной ответственности, которые имеют статус несовершеннолетних.
Обязательным условием участия в правовых отношениях является правосубъектность лица, характеризующаяся наличием в правовом статусе специальных элементов, оговариваемых нормативными правовыми актами. Эти элементы могут быть связаны с гражданством, возрастом, физическими данными, местом проживания, национальностью, наличием специальных знаний, прежним поведением лица.
В большинстве случаев наличие или отсутствие гражданства не влияет на разрешительную правосубъектность в соответствии с положениями ст. 62 Конституции РФ, допускающей возможность получения российским гражданином гражданства (подданства) иностранного государства, а также устанавливающей равенство прав и обязанностей российских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с ч. 2 указанной статьи наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не должно умалять его права и свободы и не может освобождать от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Однако российское административное законодательство довольно часто устанавливает различные правовые режимы для российских граждан и для иностранцев. Причем отличия могут выражаться как в установлении разрешительного порядка реализации прав, которые российские граждане реализуют свободно, по своему усмотрению, так и в ограничении правосубъектности лиц, не имеющих российского гражданства, в отказе им в получении разрешений. Кроме того, подобные ограничения все чаще касаются российских граждан, имеющих гражданство (подданство) иностранного государства.