Введение
1.1. Правовая основа статуса беженца
1.2.Особенности и возможности реализации прав беженцев
- Административный статус вынужденных переселенцев
2.1. Понятие «вынужденный переселенец»
Признание лица вынужденным переселенцем
2.2. Права и обязанности вынужденного переселенца
Заключение
Список использованной литературы
Изучение выбранной темы актуально, так как в современных условиях не прекращаются локальные вооруженные конфликты, влекущие за собой вынужденную миграцию. С другой стороны, недопустимо ущемление прав лиц, вынужденных покинуть привычное место проживания.
В условиях вооруженных конфликтов и иных чрезвычайных ситуаций происходит массовое насильственное или вынужденное перемещение лиц из регионов постоянного проживания на какую-либо другую территорию, что разрушает их правовые связи с родиной или иным привычным местом жительства. Такие ситуации вызывают потребности международно-правового и внутригосударственного регулирования статуса беженцев и вынужденных переселенцев. Изучение выбранной темы актуально, так как в современных условиях не прекращаются локальные вооруженные конфликты, влекущие за собой вынужденную миграцию. С другой стороны, недопустимо ущемление прав лиц, вынужденных покинуть привычное место проживания.
В 2014 году Украина столкнулась с проблемой вынужденных переселенцев, покидающих Донбасс в поисках безопасности для себя и своих семей, а Россия — с проблемой принятия и адаптации многочисленных беженцев из Украины, решивших укрыться от войны на чужбине.
В Управлении ООН по делам беженцев (УВКБ) отмечают рост числа внутренне перемещенных лиц в Украине. Перемещение людей началось еще до мартовского референдума в Крыму, и с тех пор поток вынужденных переселенцев неуклонно растет. По данным Управления, число внутренних беженцев уже достигло 10 тысяч[1].
Цель курсовой работы – изучение правового регулирования административного статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели требуется решить ряд задач:
- проанализировать понятие «беженец» и нормативно-правовое регулирование статуса «беженец»; порядок признания лица беженцем, утрату или лишение статуса беженца; изучить содержание прав и обязанностей беженца;
- охарактеризовать понятие «вынужденный переселенец», изучить нормативно-правовое регулирование статуса «вынужденный переселенец»;
- рассмотреть порядок признания лица вынужденным переселенцем, условия утраты и лишения статуса вынужденного переселенца;
- рассмотреть содержание прав и обязанностей вынужденного переселенца.
Структура работы включает в себя две главы, введение и заключение.
Выявлению особенностей статуса беженцев и вынужденных переселенцев посвящены труды Л.В. Андриченко, М. Арутюнова, Е.В. Белоусовой, Гай С. Гудвин-Гилла, Е.В. Галузы, В.В. Радула, Э. Феллер, B.C. Хижняк, состоянию миграционного законодательства и реализации отдельных прав мигрантов - А.Х. Абашидзе, А.А. Подмарева, И.В. Ростовщикова, О.В. Ростовщиковой, М.Л. Тюркина, О.С. Чернышовой, С.Б. Ягодина, защите права мигрантов - А.А. Зелепукина, аспекты криминальной и незаконной миграции изучались В.М. Барановым, В.А. Берзиным, С.Е. Метелевым.
Объект исследования – общественные отношения в сфере правового регулирования положения беженцев и вынужденных переселенцев РФ. Предмет исследования – российское законодательство, регулирующее положения указанных категорий лиц, практика его применения, труды ученых в данной сфере.
Характер исследуемой проблемы предполагает необходимость обращения к научным трудам ученых-юристов в области теории государства и права, конституционного права, а также формирующегося миграционного права. Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральное и региональное законодательство, подзаконные нормативно-правовые акты, относящиеся к предмету исследования. В процессе исследования использовались международные правовые акты: Конвенции ООН, Международной Организации Труда, Европейского Совета, Содружества Независимых Государств, двусторонние договора России и другие международные документы.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания (материалистическая диалектика) и вытекающие из него общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, а также частнонаучные методы: системно-структурный, формально-юридический.
-
Конституционное правовое регулирование статуса беженца
1.1. Правовая основа статуса беженца
В соответствии со ст. 1 Конвенции о статусе беженцев, принятой 28 июля 1951 г. Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов[2], и по смыслу п. 2 ст. 1 Протокола 1967 г. под термином «беженец» подразумевается лицо, которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений либо, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Конвенция 1951 г. и Протокол 1967 г.[3] вступили в силу для Российской Федерации 1 февраля 1993 г. и 2 февраля 1993 г. соответственно. В развитие указанных международно-правовых актов был принят Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах».
Основным актом национального законодательства, регулирующим правовой статус беженцев, является Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-I «О беженцах», который определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Вопросами беженцев на территории России занимается Федеральная миграционная служба, созданная в соответствии с Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 626 «О Федеральной миграционной службе России»[4] и действующая на основании Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2012 г. № 711[5].
Россия как участник Конвенции ООН от 28.07.1951 предоставляет убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежища на ее территории, в том числе путем признания беженцем.