ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
1.1.Права государственного служащего
1.2. Обязанности государственного служащего
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
2.1. Служебная и административная деликтность
2.2. Материальная, уголовная и гражданская ответственность государственных служащих
2.3. Проблемы и направления совершенствования
системы ответственности государственных служащих
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность исследования обусловлена следующим.
Реформа государственной службы в России предъявляет серьезные требования к своим субъектам - государственным служащим, которые должны иметь профессиональное образование и обладать соответствующей специализацией. Принцип профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих закреплен на законодательном уровне в статье 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Цель исследования – проанализировать особенности ответственности государственных служащих на современном этапе реформирования гражданской службы России.
Задачи исследования:
- сформулировать понятие и содержание государственной службы;
- проанализировать правовой статус государственного служащего: права, обязанности;
- определить специфику ответственности государственного служащего, для чего выявить служебную и административную деликтность; материальную, уголовную и гражданскую ответственность государственных служащих;
- определить проблемы и направления совершенствования системы ответственности государственных служащих.
Объект исследования – общественные отношения в сфере регулирования статуса государственного служащего.
Предмет исследования – ответственность государственного служащего.
Концептуальные идеи теоретико-правовых направлений, являющихся отправными для исследования, в том числе и ответственности государственных служащих, сформулированы в трудах многих российских правоведов.
На современном этапе многоплановые проблемы государственной службы с административно-правовых позиций решают ученые-административисты Г.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах, К.С. Бельский, И.И. Веремеенко, В.М. Манохин, А.Ф. Ноздрачев, А.В. Оболонский, В.А. Прокошин, Ю.Н. Старилов, Ю.А. Тихомиров, в чьих трудах они получили административно-правовое освещение.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, а также частнонаучные методы: формально-юридический.
Структура работы включает введение, два раздела, заключение и библиографический список.
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
1.1.Права государственного служащего
Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:
государственных образований (Российской Федерации и субъектов Российской Федерации);
государственных органов (федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации);
лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Административно-правовой статус государственного гражданского служащего, обладая общими с юридическими статусами иных субъектов права чертами (теоретическая конструкция состава, общее назначение и др.), характеризуется рядом особенностей, которые придают ему качественную и количественную определенность.
Административно-правовое положение государственного гражданского служащего характеризуется, прежде всего, его общегражданскими правами и обязанностями, а затем - обязанностями и правами по занимаемой государственной должности, а также ответственностью за неисполнение или ненадлежащие исполнение этих обязанностей[1].
Служащие государственных учреждений имеют все права, которые дает работнику Трудовой кодекс РФ (статья 21 и др.):
- обеспечение условий, необходимых для нормального труда;
- право на регулярный отдых (выходные и праздничные дни, ежегодные отпуска);
- регулярную зарплату и другие предусмотренные законом выплаты;
- членство в профсоюзе;
- обращение в суд для защиты ущемленных интересов;
- обязательное медицинское страхование;
- пенсионное обеспечение.
Чиновник может:
- настаивать на ознакомлении с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело;
- требовать служебной проверки по заявлению;
- продвигаться по службе на основании открытых конкурсов.
Своеобразное право госслужащего — гарантированный доступ к сведениям, которые признаны государственной тайной (в том случае, когда они оказываются необходимыми для исполнения поручений.
Основные особенности регулирования служебных отношений на гражданской службе установлены законами. Здесь принципиально значимы три закона: ТК РФ, Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее - Закон о системе государственной службы) и Закон о гражданской службе. Это Законы одинакового уровня, и их взаимодействие в регулировании служебных отношений является предметом отдельного рассмотрения.
Среди названных Законов особое место занимает Закон о системе государственной службы. В нем исходя из принципа единства правовых и организационных основ федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов РФ определена система государственной службы, сформулированы понятия государственной службы и отдельных ее видов, принципы ее построения и функционирования. Закон устанавливает следующие виды государственной службы: государственную гражданскую, военную, государственную службу иных видов. Каждый вид должен регулироваться федеральным законом о виде государственной службы, который согласно Закону о системе государственной службы может предусматривать и другие принципы ее построения и функционирования.
В указанном Законе развиты положения Конституции о разграничении компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами по вопросам регулирования государственной гражданской службы. В частности, установлено, что правовое регулирование и организация федеральной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации, правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ - в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а ее организация - в ведении субъекта РФ. В отличие от предшествующего Закона, посвященного трудовым отношениям на государственной гражданской службе, который предоставлял субъектам РФ самостоятельность в регулировании гражданской службы субъекта РФ, Закон о гражданской службе закрепляет за субъектами РФ только полномочие по ее организации. Это означает, что федеральные нормы о гражданской службе полностью распространяются на гражданских служащих субъектов РФ. Субъекты РФ вправе принимать свои законы по вопросам, которые отнесены федеральными законами к их компетенции, а также дополнять законодательство о гражданской службе положениями, не противоречащими предписаниям федеральных законов. Представители науки административного права причисляют Закон о гражданской службе к нормативным актам административного права и иногда называют его «служебным кодексом»[2], что не совсем верно. Указанный Закон, помимо вопросов организации гражданской службы, регулирует отношения, связанные с трудовой деятельностью гражданских служащих, что, однако, не свидетельствует об изменении их правовой природы. По своему характеру это трудовые отношения, и нормы права, их касающиеся, относятся к трудовому праву, но являются специальными нормами. Закон о гражданской службе упорядочивает широкий круг отношений по применению профессиональной деятельности гражданских служащих. Это отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу и ее прекращением, продолжительностью служебного времени, оплатой труда гражданских служащих, рассмотрением служебных споров.