Курсовая работа|Административное право

Законодательство об административных правонарушениях и его совершенствование

Брянск, 2017
Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Marfa

Год: 2017 | Страниц: 33

Введение

  • 1.История развития законодательства об административных правонарушениях 
  • 2. Особенности развития административного законодательства
  • 3. Современные тенденции развития административного законодательства 

Заключение

Список использованной литературы

Актуальность исследования административной ответственности очевидна, так как ежегодно в Российской Федерации совершаются десятки тысяч административных правонарушений, в этой связи в настоящее время есть необходимость еще раз обратиться к рассмотрению понятия и признаков административного правонарушения. Несомненно, наибольшее количество совершаемых правонарушений относится именно к сфере административной юрисдикции.

С момента проведения первых научных исследований, посвященных феномену административной ответственности, большое внимание уделялось изучению проблемы повышения ее эффективности и неотвратимости, обеспечению ее социальной направленности и законности.

Современный уровень использования средств административно-правового регулирования в механизме государственного управления, а также значимость элементов административно-правовой охраны общественных отношений диктуют настоятельную необходимость в дальнейшей научной проработке вопросов административной ответственности, особенно в рамках противодействия различным угрозам общественной и национальной безопасности[1].

Интересным в этой связи является вопрос о природе и сущности административной ответственности. Согласимся с мнением И.А. Курцева, в котором он доказывает, что «отличительной чертой охранительных правоотношений является такое их качественное свойство, как способность принудительного осуществления определенной меры поведения, лежащей на обязанном субъекте...»[2]. Подобный подход позволяет в наиболее общем виде воспринимать административную ответственность в качестве меры административного принуждения, применяемой уполномоченными государственными органами в целях достижения задач правоохраны.

Вместе с тем наукой административного права доказано, что сущность административной ответственности гораздо разнообразнее, чем это может показаться на первый взгляд. Разработкой подходов к этому вопросу в различные годы занимались такие известные ученые-административисты, как Д.Н. Бахрах, И.И. Веремеенко, И.А. Галаган, А.С. Дугенец, М.И. Еропкин, А.П. Коренев, М.Я. Масленников, Н.Г. Салищева, М.С. Студеникина, Ю.А. Тихомиров, А.П. Шергин и др.

А.С. Дугенец справедливо указывает, что «через применение административных наказаний дается публично-правовая отрицательная оценка государством совершенного административного правонарушения»[3].

Цель исследования – проанализировать законодательство об административных правонарушениях и его совершенствование.

Задачи исследования:

- рассмотреть историю развития законодательства об административных правонарушениях;

- выявить особенности развития административного законодательства;

- определить современные тенденции развития административного законодательства.

Объект исследования – общественные отношения в сфере установления административной ответственности.

Предмет исследования – институт административной ответственности.

В последнее десятилетие учеными-административистами было предпринято множество интересных исследований по особенностям административной ответственности и специфике административно-деликтного статуса различных субъектов административных правонарушений, прежде всего юридических лиц и должностных лиц (Демин A.A., Жданов А.Н., Кизилов В.В., Колесниченко Ю.Ю., Масленников М.Я., Минашкин A.B., Панова И.В., Петров М.П., Россинский Б.В., Солдатов А.П., Хавин А.Л., Хараджиев Р.Ф. и другие.

Методы исследования включают в себя общенаучные – диалектический, анализа и синтеза, перехода от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному и специально-научные – формально-юридический.

Структура работы обусловлена объектом и предметов исследования и включает в себя введение, три главы, заключение и библиографический список.

 

§ 1.История развития законодательства об административных правонарушениях

Появление в России административной ответственности следует связывать с изданием Декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 23 июня 1921 г. «О порядке наложения административных взысканий»[4], которым устанавливалась административная ответственность для граждан за нарушения обязательных постановлений органов местной власти. При этом в качестве мер административной ответственности указанный нормативный акт предусматривал лишение свободы на срок до двух недель, принудительные работы (без лишения свободы) сроком до одного месяца, денежный штраф размером до пятидесяти тысяч рублей. Субъектами административной юрисдикции, согласно Декрету, являлись президиумы уездных исполкомов и коллегии губернских отделов местного управления.

Спустя год после издания указанного акта был принят Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 27 июля 1922 г.[5], утвердивший Положение о порядке издания обязательных постановлений и о наложении за их нарушение взысканий в административном порядке. Пунктом 1 указанного Декрета губернские и уездные исполнительные комитеты и их президиумы наделялись правом «издавать для населения своего района в пределах компетенции, указанной в ст. 61 Конституции РСФСР и в постановлениях Всероссийских Съездов о советском строительстве, обязательные постановления по предметам управления и охранения порядка, а также в развитие действующих декретов и положений (как-то по вопросам: общественной безопасности и порядка, народного здравия, правил, регулирующих торговлю, сбора налогов, борьбы со стихийным бедствиями, строительного устава и т.п.) с включением в эти постановления указаний на ответственность, налагаемую в административном порядке за их несоблюдение». К взысканиям, которые могли налагаться исполнительными комитетами и их президиумами, относились штраф до 50 тыс. руб. и принудительные работы на срок до трех месяцев. Следует отметить ограничение срока действия указанных обязательных постановлений - он не должен был превышать одного года.

Таким образом, как можно заметить, первые нормативные правовые акты, регулирующие административно-деликтные отношения, были связаны с обеспечением реализации обязательных постановлений, принимаемых местными органами власти. То есть изначально в качестве одной из основных задач законодательства об административной ответственности являлось обслуживание интересов указанных органов, защита управленческих отношений и содействие эффективному государственному управлению на местах.

С изданием в дальнейшем в развитие указанных выше декретов других правовых актов рассматриваемый институт региональной административной ответственности получал все более четкие границы и насыщенное содержание.

Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 30 апреля 1928 г. «Об ограничении наложения взысканий в административном порядке» были определены круг органов, применяющих меры административного принуждения, и пределы установления административной ответственности. Согласно указанному Постановлению, наложение в административном порядке взысканий в виде штрафов, принудительных работ или предупреждений допускалось исключительно в случаях, если эти взыскания: прямо установлены законодательством Союза ССР, РСФСР, автономных республик; установлены инструкциями и постановлениями ведомств Союза ССР и РСФСР в определяемых законом случаях и пределах; установлены обязательными постановлениями местных исполнительных комитетов и советов революционных комитетов, а также других соответствующих им местных органов в пределах и случаях, установленных законом.

Примечательно, что некоторые исследователи называют указанное Постановление первым нормативным правовым актом, систематизировавшим административные взыскания[6].

Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 30 марта 1931 г. было утверждено Положение об издании местными исполкомами и советами обязательных постановлений и о наложении за их нарушение взысканий в административном порядке[7]. В соответствии с указанным Положением местные исполкомы и советы, а также их президиумы имели право в пределах соответствующей территории издавать обязательные постановления, устанавливая в них для всего населения или отдельных его групп или учреждений, предприятий и организаций те или иные обязанности, несоблюдение которых влечет ответственность в административном или, в подлежащих случаях, в судебном порядке. При этом в каждом обязательном постановлении должна быть предусмотрена за нарушение его ответственность в административном или судебном порядке. Судебная ответственность устанавливается в тех случаях, когда она предусмотрена Уголовным кодексом РСФСР[8].

Нормативные правовые акты

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
  2. Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 253-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 30 (часть I). - Ст. 4601.
  3. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях // Свод законов СССР. 1990. Т. 10. С. 375. (Утратил силу).
  4. Указ Президиума ВС СССР от 21.06.1961 «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке» // Свод законов СССР. - Т. 10. - С. 395. - 1990 г. (Утратил силу).
  5. Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 30.03.1931 «Об утверждении Положения об издании местными исполкомами и советами обязательных постановлений и о наложении за их нарушение взысканий в административном порядке» // СУ РСФСР. - 1931. - № 17. - Ст. 186. (Утратил силу).
  6. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 27.07.1922 «Положение о порядке издания обязательных постановлений и о наложении за их нарушение взысканий в административном порядке»// Известия ВЦИК. 1922. № 173. (Утратил силу).
  7. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 23.06.1921 «О порядке наложения административных взысканий» // СУ РСФСР. 1921. № 52. Ст. 310. (Утратил силу).

Судебная практика

  1. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью «Барышский мясокомбинат» и «ВОЛМЕТ», открытых акционерных обществ «Завод «Реконд», «Эксплуатационно-технический узел связи» и «Электронкомплекс», закрытых акционерных обществ «ГЕОТЕХНИКА П» и «РАНГ» и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Детская городская больница № 3 «Нейрон» Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» // Российская газета. 2014. 5 марта.

Литература

  1. Агеев А.А. Становление и развитие российского административно-деликтного законодательства в советский период // Административное право и процесс. - 2016. - № 8. - С. 35 - 38.
  2. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. - М., 1966. – 187 с.
  3. Бондарь Е.О., Фадеева И.В. Проблемы определения вины юридического лица по законодательству об административных правонарушениях // Современное право. - 2016. - № 2. - С.32-34.
  4. Босхамджиева Н.А. Административная деликтность в системе угроз общественной безопасности // Административное право и процесс. - 2013. - № 1. - С. 16-19.
  5. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность (очерк теории). - М., 1976. – 216 с.
  6. Дворцов В.Е. Административная ответственность кадастрового инженера: соотношение законодательства и судебной практики. // Административное и муниципальное право. - 2016. - № 12. - С. 995-1001.
  7. Дугенец А.С. Административная ответственность в российском праве: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. – 373 с.
  8. Дурманов Н.Д. Понятие преступления. М., 1948. – 315 с.
  9. Зырянов С.М. Административная ответственность в системе публично-правовой ответственности // Журнал российского права. - 2014. - № 1. - С. 12-15.
  10. Игнатенко В.В. Административно-деликтное законотворчество: понятие и функции // Административное право на рубеже веков. Екатеринбург, 2003. - С. 202 - 204.
  11. К вопросу об ответственности юридического лица (Потапов Н.А.) // Юрист. - 2015. - № 22. - С.38-43.
  12. Кирин А.В. Этапы развития института административной ответственности в СССР // История государства и права. - 2011. - № 18. - С. 36 - 41.
  13. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: новации 2009 - 2011 годов: научно-практический комментарий к настоящему изданию КоАП РФ заслуженного деятеля науки РФ, доктора юридических наук, проф. А.П. Шергина / гл. ред. А.Т. Гаврилов. - М.: Издательство (ЗАО) «Библиотечка «Российской газеты», 2011. - С. 16 - 17.
  14. Колосова В.И. Административная преюдиция как средство предупреждения преступлений и совершенствования уголовного законодательства // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2011. - № 5. - С. 245-249.
  15. Курцев И.А. Проблемы реализации охранительной функции права: Дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2008. – 187 с.
  16. Липатов Э.Г., Филатова А.В., Чаннов С.Е. Административная ответственность: учебно-практическое пособие / под ред. С.Е. Чаннова. М.: Волтерс Клувер, 2010. – 400 с.
  17. Максимов И.В. Административные наказания. М.: Норма, 2009. – 464 с.
  18. Общее административное право: Учебник / Под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж, 2007. – 848 с.
  19. Панова И.В. Еще раз о двух тенденциях, разрушающих целостность института административной ответственности // Вестник ВАС РФ. - 2007. - № 8. – С.34-36.
  20. Попугаев Ю.И. О признаках административного правонарушения с позиции процесса деликтизации деяния // Административное право и процесс. - 2014. - № 1. - С. 30-32.
  21. Селезнев В.А. Спорные вопросы законодательства об административной ответственности юридических лиц // Журнал российского права. - 2014. - № 11. - С. 118-123.
  22. Старостин С.А. О некоторых концептуальных основах законодательства об административной ответственности // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2014. - № 2. – С.58-60.
  23. Старостин Б.А. Административная ответственность по законодательству субъектов Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. – 185 с.
  24. Трегубова Е.В. Административные запреты в юрисдикционной деятельности органов исполнительной власти // Гражданин и право. - 2012. - № 1. - С.54-58.
  25. Уголовное право. Общая часть: Учебник / Под ред. А.А. Герцензона, Б.С. Ошеровича, А.А. Пионтковского. 2-е изд. - М., 1939. – 160 с.
  26. Шатов С.А. О некоторых проблемах института административной ответственности // Российская юстиция. - 2009. - № 8. - С.49-54.
  27. Шергин А.П. Административная юрисдикция. - М., 1979. – 144 с.
  28. Шергин А.П. Административно-деликтное законодательство России: состояние, проблемы, перспективы // Административное право и административный процесс: актуальные проблемы / Отв. ред. Л.Л. Попов, М.С. Студеникина. - М., 2004. - С. 170-174.
  29. Шергин А.П. Нужна теория административной деликтолизации // Право и государство: теория и практика. - М., 2005. - № 1. - С. 41 – 45.
  30. Ямашева Г.В. К вопросу о восстановлении института административной преюдиции в уголовном законе // Журнал российского права. - 2009. - № 10. - С. 67- 72.
  31. Ярыгин И.И. Административная ответственность за нарушение установленного порядка организации либо проведения публичных мероприятий: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. – 247 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Административное право
2016 год 38 стр.
Курсовая Принципы деятельности полиции в РФ
Telesammit
Курсовая работа Административное право
2016 год 33 стр.
Курсовая Иммиграционный контроль
Telesammit
Курсовая работа Административное право
2016 год 30 стр.
Курсовая Административно-правовой статус сотрудника полиции
diplomstud
Курсовая работа Административное право
2015 год 35 стр.
Курсовая Контроль над соблюдением миграционного законодательства
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское