Актуальность исследования административной ответственности очевидна, так как ежегодно в Российской Федерации совершаются десятки тысяч административных правонарушений, в этой связи в настоящее время есть необходимость еще раз обратиться к рассмотрению понятия и признаков административного правонарушения. Несомненно, наибольшее количество совершаемых правонарушений относится именно к сфере административной юрисдикции.
С момента проведения первых научных исследований, посвященных феномену административной ответственности, большое внимание уделялось изучению проблемы повышения ее эффективности и неотвратимости, обеспечению ее социальной направленности и законности.
Современный уровень использования средств административно-правового регулирования в механизме государственного управления, а также значимость элементов административно-правовой охраны общественных отношений диктуют настоятельную необходимость в дальнейшей научной проработке вопросов административной ответственности, особенно в рамках противодействия различным угрозам общественной и национальной безопасности[1].
Интересным в этой связи является вопрос о природе и сущности административной ответственности. Согласимся с мнением И.А. Курцева, в котором он доказывает, что «отличительной чертой охранительных правоотношений является такое их качественное свойство, как способность принудительного осуществления определенной меры поведения, лежащей на обязанном субъекте...»[2]. Подобный подход позволяет в наиболее общем виде воспринимать административную ответственность в качестве меры административного принуждения, применяемой уполномоченными государственными органами в целях достижения задач правоохраны.
Вместе с тем наукой административного права доказано, что сущность административной ответственности гораздо разнообразнее, чем это может показаться на первый взгляд. Разработкой подходов к этому вопросу в различные годы занимались такие известные ученые-административисты, как Д.Н. Бахрах, И.И. Веремеенко, И.А. Галаган, А.С. Дугенец, М.И. Еропкин, А.П. Коренев, М.Я. Масленников, Н.Г. Салищева, М.С. Студеникина, Ю.А. Тихомиров, А.П. Шергин и др.
А.С. Дугенец справедливо указывает, что «через применение административных наказаний дается публично-правовая отрицательная оценка государством совершенного административного правонарушения»[3].
Цель исследования – проанализировать законодательство об административных правонарушениях и его совершенствование.
Задачи исследования:
- рассмотреть историю развития законодательства об административных правонарушениях;
- выявить особенности развития административного законодательства;
- определить современные тенденции развития административного законодательства.
Объект исследования – общественные отношения в сфере установления административной ответственности.
Предмет исследования – институт административной ответственности.
В последнее десятилетие учеными-административистами было предпринято множество интересных исследований по особенностям административной ответственности и специфике административно-деликтного статуса различных субъектов административных правонарушений, прежде всего юридических лиц и должностных лиц (Демин A.A., Жданов А.Н., Кизилов В.В., Колесниченко Ю.Ю., Масленников М.Я., Минашкин A.B., Панова И.В., Петров М.П., Россинский Б.В., Солдатов А.П., Хавин А.Л., Хараджиев Р.Ф. и другие.
Методы исследования включают в себя общенаучные – диалектический, анализа и синтеза, перехода от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному и специально-научные – формально-юридический.
Структура работы обусловлена объектом и предметов исследования и включает в себя введение, три главы, заключение и библиографический список.
§ 1.История развития законодательства об административных правонарушениях
Появление в России административной ответственности следует связывать с изданием Декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 23 июня 1921 г. «О порядке наложения административных взысканий»[4], которым устанавливалась административная ответственность для граждан за нарушения обязательных постановлений органов местной власти. При этом в качестве мер административной ответственности указанный нормативный акт предусматривал лишение свободы на срок до двух недель, принудительные работы (без лишения свободы) сроком до одного месяца, денежный штраф размером до пятидесяти тысяч рублей. Субъектами административной юрисдикции, согласно Декрету, являлись президиумы уездных исполкомов и коллегии губернских отделов местного управления.
Спустя год после издания указанного акта был принят Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 27 июля 1922 г.[5], утвердивший Положение о порядке издания обязательных постановлений и о наложении за их нарушение взысканий в административном порядке. Пунктом 1 указанного Декрета губернские и уездные исполнительные комитеты и их президиумы наделялись правом «издавать для населения своего района в пределах компетенции, указанной в ст. 61 Конституции РСФСР и в постановлениях Всероссийских Съездов о советском строительстве, обязательные постановления по предметам управления и охранения порядка, а также в развитие действующих декретов и положений (как-то по вопросам: общественной безопасности и порядка, народного здравия, правил, регулирующих торговлю, сбора налогов, борьбы со стихийным бедствиями, строительного устава и т.п.) с включением в эти постановления указаний на ответственность, налагаемую в административном порядке за их несоблюдение». К взысканиям, которые могли налагаться исполнительными комитетами и их президиумами, относились штраф до 50 тыс. руб. и принудительные работы на срок до трех месяцев. Следует отметить ограничение срока действия указанных обязательных постановлений - он не должен был превышать одного года.
Таким образом, как можно заметить, первые нормативные правовые акты, регулирующие административно-деликтные отношения, были связаны с обеспечением реализации обязательных постановлений, принимаемых местными органами власти. То есть изначально в качестве одной из основных задач законодательства об административной ответственности являлось обслуживание интересов указанных органов, защита управленческих отношений и содействие эффективному государственному управлению на местах.
С изданием в дальнейшем в развитие указанных выше декретов других правовых актов рассматриваемый институт региональной административной ответственности получал все более четкие границы и насыщенное содержание.
Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 30 апреля 1928 г. «Об ограничении наложения взысканий в административном порядке» были определены круг органов, применяющих меры административного принуждения, и пределы установления административной ответственности. Согласно указанному Постановлению, наложение в административном порядке взысканий в виде штрафов, принудительных работ или предупреждений допускалось исключительно в случаях, если эти взыскания: прямо установлены законодательством Союза ССР, РСФСР, автономных республик; установлены инструкциями и постановлениями ведомств Союза ССР и РСФСР в определяемых законом случаях и пределах; установлены обязательными постановлениями местных исполнительных комитетов и советов революционных комитетов, а также других соответствующих им местных органов в пределах и случаях, установленных законом.
Примечательно, что некоторые исследователи называют указанное Постановление первым нормативным правовым актом, систематизировавшим административные взыскания[6].
Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 30 марта 1931 г. было утверждено Положение об издании местными исполкомами и советами обязательных постановлений и о наложении за их нарушение взысканий в административном порядке[7]. В соответствии с указанным Положением местные исполкомы и советы, а также их президиумы имели право в пределах соответствующей территории издавать обязательные постановления, устанавливая в них для всего населения или отдельных его групп или учреждений, предприятий и организаций те или иные обязанности, несоблюдение которых влечет ответственность в административном или, в подлежащих случаях, в судебном порядке. При этом в каждом обязательном постановлении должна быть предусмотрена за нарушение его ответственность в административном или судебном порядке. Судебная ответственность устанавливается в тех случаях, когда она предусмотрена Уголовным кодексом РСФСР[8].