Введение
- Теоретико-правовые основы административно-восстановительных мер
1.1. Понятие и правовая сущность административно-восстановительных мер
1.2. Основания и порядок применения административно-восстановительных мер
- Реализация административно-восстановительных мер
2.1. Особенности применения административно-восстановительных мер специально уполномоченными органами
2.2. Проблемы применения административно-восстановительных мер и пути их решения
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность исследования связана со следующим. Административно-восстановительные меры имеют своей целью возмещение причиненного противоправными действиями ущерба, восстановления положения вещей, существовавшего до совершения правонарушения. Чаще всего это меры материального характера.
Использование мер административного принуждения выглядит объективной необходимостью в ряде случаев для реализации задач и функций исполнительной власти, а в некоторых ситуациях меры административного принуждения могут являться фактически единственным средством обеспечения нормальных условий функционирования государственной системы.
Помимо содействия реализации норм различных отраслей права, административно-правовые нормы призваны охранять и защищать общественные отношения, урегулированные этими нормами. Такая охрана и защита обеспечиваются прежде всего посредством осуществления регулируемой нормами административного права контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти и иных административно-публичных органов, в ходе которой выявляются и пресекаются нарушения норм различных отраслей права (земельного, экологического, градостроительного, жилищного и т.д.), а также посредством применения предусмотренных данными нормами мер административного принуждения, в частности пресекательно-восстановительных мер и мер административной ответственности. Например, нормы Особенной части КоАП РФ устанавливают административную ответственность за нарушение норм конституционного, гражданского, трудового, финансового, земельного, экологического права.
В настоящее время в науке административного права не сформирован целостный институт мер административного восстановления; нормы, регулирующие данные меры, рассредоточены по отраслевому кодексу; на теоретическом уровне данный институт также не разработан в достаточной мере.
Цель исследования – исследовать назначение, основания и порядок применения административно-восстановительных мер:
Задачи исследования:
- изучить понятие и правовую сущность административно-восстановительных мер
- раскрыть основания и порядок применения административно-восстановительных мер;
- выявить особенности применения административно-восстановительных мер специально уполномоченными органами;
- указать проблемы применения административно-восстановительных мер и пути их решения.
Объект исследования – общественные отношения при осуществлении административно-восстановительных мер. Предмет исследования – назначение, основания и порядок применения административно-восстановительных мер.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, а также частнонаучные методы: формально-юридический.
Нормативно-правовая основа исследования – нормы современного российского законодательства.
По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
1. Теоретико-правовые основы административно-восстановительных мер
1.1. Понятие и правовая сущность административно-восстановительных мер
Целью применения административно-восстановительных мер является возмещение причиненного ущерба, восстановление прежнего положения вещей, нарушенных прав. В современный период административно-восстановительные меры не имеют систематизированного источника и применяются на основе разноуровневых нормативно-правовых актов.
В новейшей административно-правовой литературе можно выделить два традиционных варианта четырехзвенной классификации мер административного принуждения.
Известна еще одна четырехэлементная классификация, предложенная В.Д. Резвых, но не разделяемая иными теоретиками ввиду отсутствии в ней мер административного пресечения. В системе мер административного принуждения им были выделены: меры административного наказания (взыскания); иные санкционные меры (восстановительные, принудительного обеспечения юридических обязанностей); диспозиционные или меры административно-процессуального принуждения; административно-профилактические меры.
Апологеты первого варианта выделяют меры:
- административно-предупредительные;
- административного пресечения;
- административного взыскания;
- административно-восстановительные[1].
Представители второго варианта вычленяют:
- меры административного предупреждения;
- меры административного пресечения;
- административные взыскания (наказания);
- меры административно-процессуального принуждения[2].