Введение
1. Экономическая сущность оборота розничной торговли
1.1. Значение и сущность оборота розничной торговли в рыночных условиях, его содержание
1.2. Цель, задачи и последовательность анализа оборота розничной торговли
2. Анализ оборота розничной торговли ООО «Островок»
2.1. Экономическая характеристика финансово-хозяйственной деятельности
2.2. Анализ оборота розничной торговли
2.3. Факторный анализ оборота розничной торговли ООО «Островок»
3. Пути увеличения оборота розничной торговли
Заключение
Библиографический список
Актуальность проблемы обусловлена назревшей необходимостью совершенствования теоретических и методологических основ и положений, разработки новых подходов и методов организации и повышения объема оборота розничной торговли в соответствии с требованиями рынка и дороговизной жизни. Тема представляется автору особенно актуальной в современной ситуации развития российской экономики. Формирование механизма жесткой конкуренции, непостоянность рыночной ситуации в настоящее время ставят перед предприятием необходимость эффективного использования имеющихся в его распоряжении внутренних ресурсов, влияющих на конечные показатели деятельности, к которым для торговли относится и оборот розничной торговли.
Цель настоящей работы – выявить резервы оптимизации показателей оборота розничной торговли и повышения эффективности деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и методологию анализа оборот розничной торговли а;
- осуществить анализ динамики абсолютных и относительных показателей оборот розничной торговли а;
- представить систему факторов, влияющих на оборот розничной торговли;
- выявить резервы повышения эффективности деятельности.
В работе рассматривается деятельность торгового предприятия за последние два года. В качестве источника информации используются показатели бухгалтерской отчетности.
1. Экономическая сущность оборота розничной торговли
1.1. Значение и сущность оборота розничной торговли в рыночных условиях, его содержание
Розничный товарооборот – это продажа потребительских товаров за наличный расчет населению, независимо от каналов реализации.
В составе розничного товарооборота выделяется оборот розничной торговли (оборот розничных торговых предприятий) и оборот общественного питания. Оборот розничной торговли – это стоимость проданных населению потребительских товаров за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков.
В состав оборота розничной торговли может быть включена продажа товаров юридическим лицам, но исключительно за наличный расчет с использованием кассовых аппаратов. Включается в оборот розничной торговли в полном объеме стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой. Также при отпуске потребительских товаров непосредственно населению в счет задолженности по заработной плате, пенсиям, пособиям организаций розничной торговли их стоимость включается в оборот розничной торговли. При таком отпуске осуществляется последующее возмещение продажной стоимости отпущенных населению товаров организации – продавцу, что реально создает оборот этой организации.
В состав товарооборота розничного торгового предприятия включается:
- стоимость потребительских товаров, проданных населению за наличный расчет;
- стоимость проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету (по моменту сдачи посылки отделению связи);
- стоимость товаров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаров покупателю) в объеме полной стоимости товара;
- продажу товаров длительного пользования по образцам (по полной продажной стоимости на момент передачи товара покупателю);
- стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в стоимость товара;
- стоимость проданной порожней тары.
Не включается в оборот розничной торговли:
- стоимость проданных товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы;
- стоимость проездных билетов, талонов на все виды транспорта.
Также не включается в оборот розничной торговли:
- стоимость спецодежды, выданной своим работникам; продажа товаров (как непродовольственных, так и продовольственных) по безналичному расчету организациям социальной сферы (больницам, школам, детским садам и др.);
- продажа товаров спец. потребителям (милиции, военным организациям и др.);
- стоимость возвращенных покупателями товаров, а также стоимость порожней стеклянной посуды, возвращенной в торговую сеть или принятой в обмен на товар;
- отпуск товаров в счет взаиморасчетов или в порядке товарообмена между магазинами и другими организациями (кроме организаций социального назначения);
- стоимость входных билетов на рынки, ярмарки, аукционы, выставки-продажи и т.п.
Оборот розничной торговли для целей статистического наблюдения устанавливается в розничных ценах – фактических проданных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость и акциз.
Оборот розничной торговли устанавливается на основании данных бухгалтерского учета. При реализации товаров за наличный расчет непосредственно населению с использованием контрольно-кассовых машин обязательным является выдача покупателю кассового чека (счета).
Следовательно, обязательным признаком операции относимой к обороту розничной торговли является наличие кассового чека (счета).
Показатель оборота розничной торговли используется в качестве структурного показателя соотношения основного и не основных видов деятельности торговой организации. Общая стоимость оборота организаций розничной торговли устанавливается без учета налогов и обязательных платежей (НДС, акциз, экспортная пошлина, таможенные сборы). Оборот розничной торговли измеряется стоимостными и натуральными показателями. Как любой стоимостной показатель, оборот розничной торговли имеет некоторые недостатки. На его размеры непосредственно влияют цены, и он может увеличиваться за счет реализации дорогих товаров, а не товаров, имеющих доступные для массового потребления цены. Это необходимо учитывать при оценке эффективности работы торгового предприятия.