Введение
- Понятие, признаки, виды органов исполнительной власти
1.1. Понятие и отличительные особенности органов исполнительной власти
1.2. Виды органов исполнительной власти
- Характеристика правового статуса органов исполнительной власти
2.1. Правовой статус органов исполнительной власти: понятие, содержание
2.2. Полномочия федеральных органов исполнительной власти
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность исследования обусловлена важностью функций, выполняемых органами исполнительной власти при осуществлении государственного управления. В различные периоды функционирования государства на первый план могут выступать различные функции государства. Для современной России важными функциями становятся формирование эффективной системы и структуры органов государства; организация действенной политической системы государства; укрепление общественных институтов, обеспечивающих необходимый уровень демократии; создание административно-правовых социальных регуляторов, обеспечивающих защиту прав и свобод граждан, повышение благосостояния людей, развитие науки, образования и т.д.
Государство выполняет две основные функции: политическую - вырабатывает основные направления государственной политики - и административную - осуществляет реализацию функций в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах. Первая функция реализуется совокупностью как государственных, так и негосударственных, в том числе общественных, институтов. Вторая - прерогатива только органов исполнительной власти государства.
Основная цель государственного управления, как это установлено в Конституции РФ, - обеспечение благополучия и процветания России, незыблемости ее демократической основы. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Именно они определяют деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Иные цели государственного управления вытекают из целей и задач органов государственного управления и служат достижению основной цели.
Цель исследования – выявление понятия и особенности правового статуса органов исполнительной власти.
Для достижения данной цели потребуется решить ряд задач:
- определить понятие и отличительные особенности органов исполнительной власти;
- охарактеризовать виды органов исполнительной власти;
- исследовать правовой статус органов исполнительной власти: понятие, содержание;
- выяснить полномочия федеральных органов исполнительной власти.
Объект исследования - общественные отношения в сфере функционирования органов исполнительной власти в России.
Предмет исследования – статус органов исполнительной власти.
Нормативно-правовая основа исследования – нормы современного российского законодательства.
Теоретической основой исследования выступили работы современных российских авторов, таких, как Э.С.Ахъядов, И.Л.Бачило, А.В.Безруков, В.В.Введенская, В.Г. Вишняков, В.В. Гончаров, С.Г.Гусева, Е.В.Заверткина, Д.В. Карпухин, Т.Я.Коняхина, А.В. Куракин, М.А. Лапина, Ю.И.Мигачев, О.Н. Ордина, Л.Л. Попов, А.П. Скворцова, А.И.Стахов, С.В. Тихомиров, Ю.А.Тихомиров, И.Е.Хмура, В.Н. Хорьков, С.А. Юдин.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания (материалистическая диалектика) и вытекающие из него общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, а также частнонаучные методы: формально-юридический.
Структура курсовой работы определена целью и задачами и, соответственно, включает в себя введение, четыре параграфа, заключение и список использованной литературы.
1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
1.1. Понятие и отличительные особенности органов исполнительной власти
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В Конституции РФ отсутствует самостоятельная глава, которая была бы посвящена исполнительной власти, как это сделано, например, в главе 5 Конституции РФ[1], полностью посвященной Федеральному Собранию - представительному и законодательному органу Российской Федерации. Установлены его структура, порядок формирования и роспуска, полномочия обеих палат.
В Конституции РФ есть главы, которые имеют отношение к исполнительной власти. Это глава 4, которая устанавливает правовой статус Президента РФ как главы государства, определяющего основные направления внутренней и внешней политики государства, играющего немалую роль и оказывающего огромное влияние на исполнительную власть. Но Президент РФ не является главой исполнительной власти.
Это глава 6, которая так и называется: «Правительство Российской Федерации», в которой установлен правовой статус коллегиального органа, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации. Но это высший орган исполнительной власти и только небольшая часть всей системы исполнительной власти Российской Федерации.
Самостоятельной главы, посвященной одной из трех равноправных и независимых ветвей власти - исполнительной власти, - в Конституции РФ нет. Хотя она должна быть и в ней необходимо определить систему и структуру исполнительной власти, порядок ее формирования, полномочия как федеральных органов исполнительной власти, так и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, основы взаимодействия этих органов с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. Уже давно пора определиться с правовым статусом органов исполнительной власти в федеральных округах. Многие дискуссионные вопросы могли бы быть сняты с принятием такой главы.