ВВЕДЕНИЕ
- ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие и сущность инновационной деятельности
1.2. Нормативно-правовая основа регулирования инновационной деятельности
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Поддержка и стимулирование инновационной деятельности
2.2. Направления и меры поддержки инновационной деятельности
2.3. Проблемные вопросы в сфере политики регулирования и поддержки инновационной деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования связана со следующим.
В настоящее время государство декларирует в качестве одной из приоритетных задач своей политики стимулирование инноваций и инновационной деятельности. При этом такое стимулирование связано со значительными финансовыми и организационными издержками со стороны государства.
На протяжении последних лет стимулирование развития инноваций и инновационной деятельности является одним из приоритетных направлений государственной политики РФ. Разрабатываются и принимаются многочисленные федеральные и региональные целевые программы поддержки инновационной деятельности; закрепляются существенные налоговые и таможенные льготы для юридических лиц и организаций, осуществляющих инновационную деятельность; создаются целые инновационные центры («Сколково», «Иннополис» в Республике Татарстан и т.д.). Государство тратит значительные финансовые, материальные и организационные ресурсы на развитие инноваций. В этой связи закономерно возникают вопросы, связанные с нормативно-правовым регулированием стимулирования инновационной деятельности, в т.ч. контроля за правомерностью и эффективностью использования государственных ресурсов.
Очевидно, что нормативно-правовое регулирование стимулирования инновационной деятельности должно начинаться с определения ключевых понятий в данной области, в частности, самого понятия «инновации», а также иных связанных с ним понятий - «инновационной деятельности», «инновационной инфраструктуры», «стимулирования инновационной деятельности» и т.д.
Цель исследования - проанализировать и охарактеризовать государственную политику регулирования и поддержки инновационной деятельности.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие и сущность инновационной деятельности;
- изучить нормативно-правовую основу регулирования инновационной деятельности;
- рассмотреть вопросы поддержки и стимулирования инновационной деятельности;
- охарактеризовать направления и меры поддержки инновационной деятельности;
- выявить проблемные вопросы в сфере политика регулирования и поддержки инновационной деятельности.
Объект исследования – общественные отношения в сфере осуществления инновационной деятельности.
Предмет исследования – государственная политика регулирования и поддержки инновационной деятельности, ее закрепление в нормативных актах.
Методы исследования: всеобщий диалектический метод; общенаучные – анализа, синтеза, перехода от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному; частнонаучные – формально-юридический.
Структура работы обусловлена ее целью и задачами и включает введение, две главы основного текста, заключение и список использованной литературы.
1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие и сущность инновационной деятельности
В Российской Федерации Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и научно-технической политике»[1] (далее - Закон о науке) под инновацией понимается «введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях». Указанная дефиниция почти буквально воспроизводит понятие, предложенное Руководством Осло, в связи с чем можно сделать предположение, что Российская Федерация в сфере инновационной терминологии пользуется наработками ОЭСР. В указанном определении присутствует продукт в виде товара и услуги, что несколько противоречит российскому законодательству, так как в понятии «инновация» не отражена категория «работы», которая также может выступить в качестве продукта[2].
Понятие «инновация» достаточно многозначно. В разных случаях с учетом разнообразных целей и парадигмы, из которых исходит автор определения, под инновациями подразумеваются неодинаковые объекты. Единственное, что объединяет практически все предлагаемые дефиниции, - наличие у явления, под которым подразумевается инновация, признака новизны. Указанное явление охватывает как все сферы жизни, так и некоторые из них; может рассматриваться как статистическое явление (конкретный результат), так и динамическое (процесс, часть процесса)[3].
Понятие «инновации» может распространяться как исключительно на человеческое сообщество, так и на природу в целом. Однако в силу устоявшейся практики использования термина «инновация» он в первую очередь ассоциируется с деятельностью человека, во многом с улучшением жизни общества. Зачастую преобладает мнение о том, что новшество не может быть инновацией, пока оно не коммерциализировано и не распространено массово.
Нередко российские ученые-юристы критикуют существующее нормативное понятие «инновация», считая необходимым его доработку и изменение в рамках законодательства[4]. Однако в настоящий момент Российская Федерация использует понятийные и статистические материалы, применяемые экономически развитыми странами ОЭСР, занимающимися практикой инновационной деятельности в больших масштабах, чем Российская Федерация. Использование предложенного ОЭСР методологического аппарата унифицирует инновационную терминологию в соответствии с вероятно наиболее прогрессивными научными взглядами в мире в сфере развития инноваций, делает возможным сравнение характеристик уровня инновационного развития Российской Федерации с развитыми государствами мира, позволяет более упрощенно использовать последующие положительные наработки ОЭСР в сфере инноваций. Однако адаптация термина «инновация» под российскую правовую систему кажется необходимой. По сути, представленное определение является экономическим и не в полной мере соответствует российскому праву. Вследствие указанных причин кажется необходимой доработка понятия «инновации» в контексте российского законодательства, но без изменения основных его содержательных черт.
Инновационная деятельность - это процесс внедрения новшеств на рынок путем трансформации инновационных идей в экономическую пользу. Результатом инновационной деятельности может стать что угодно - от новой жевательной резинки до ракеты. Результат инновационной деятельности - это не всегда продукт. Очень часто результатом бывает и снижение издержек предприятия, что сделает продукт более рентабельным и позволит получить преимущество в цене перед конкурентами или заработать больше прибыли.