Введение
- Понятие нормативных и ненормативных актов Президента РФ
1.1. Понятие и виды актов, издаваемых Президентом РФ
1.2. Классификация указов Президента РФ
- Роль указов Президента РФ как управленческих актов
2.1. Указы Президента РФ как акты управления
2.2. Проблемы применения указов Президента РФ
Заключение
Список использованной литературы
Выбор темы работы продиктован ее актуальностью.
На современном этапе становления и развития Российской Федерации как демократического правового государства наша страна сталкивается с рядом проблем, обусловленных как внешними, так и внутренними факторами. Среди внешних факторов необходимо отметить постоянно растущую «информационную агрессию» и введение экономических санкций со стороны так называемых «стран-партнеров», прежде всего государств, входящих в Европейский союз и США. Внутренние факторы обусловлены постоянно растущим экономическим и социальным расслоением общества, бедностью, правовым нигилизмом и др.
На основе этого интенсивно меняющиеся потребности общества, а в целом складывающиеся общественные отношения в экономической, социальной, политической сферах жизни требуют от руководства нашей страны, органов государственной власти федерального и регионального уровней принимать решения, реформирующие сферы жизнедеятельности общества.
Роль Президента РФ как главы государства и единоличного органа власти, стоящего сегодня фактически над исполнительной властью, а по ряду нормативно закрепленных полномочий и над другими ветвями власти, что вытекает из норм Конституции (ст. 84 - назначение выборов Государственной Думы, ст. 109, 111 и 117, регламентирующие вопрос о назначении выборов при роспуске Государственной Думы, ст. 107 о праве отклонять принятые федеральные законы), определяется его особым статусом в системе органов государственной власти.
Важное значение для определения правовой природы статуса Президента имеет не только норма, содержащаяся в ч. 1. ст. 80 Конституции, в которой говорится, что Президент является главой государства, но и норма права, закрепленная в ст. 104 Конституции, которая гласит, что Президент определяет «основные направления внутренней и внешней политики государства». На практике это проявляется в представлении Президентом Федеральному Собранию ежегодного послания, в котором законодателям обозначаются основные стратегические задачи, и в инициировании в парламент проектов федеральных законов. Более того, Президент не только обладает правом законодательной инициативы, которая должна быть оформлена в виде готового законопроекта, его предложения рассматриваются в Государственной Думе в первую очередь.
Цель представленной работы – выявление особенностей указов Президента Российской Федерации как правовых актов управления, их содержания и значения.
Задачи курсовой работы:
- сформулировать понятие нормативных и ненормативных актов Президента РФ;
- определить понятие и виды актов, издаваемых Президентом РФ;
- провести классификацию указов Президента РФ;
- выявить роль указов Президента РФ как актов управления;
- рассмотреть проблемы применения указов Президента РФ.
Проблема исследования нормативных актов Президента неоднократно являлась объектом внимания многих ученых-правоведов. Данная проблематика нашла свое отражение в работах С.А. Авакьяна, И.Л. Волошенко, С.А. Иванова, Е.В. Колесникова, О.Н. Кичалюк, М.Г. Кубатаева, Е.А. Лукьяновой, В.О. Лучина, М.Н. Марченко, Л.А. Окунькова, М.С. Студеникиной, Ю.А. Тихомирова и др. Что касается исследования нормотворческого процесса Президента, то в его изучении приняло участие гораздо меньшее количество исследователей. Тем не менее, здесь можно вспомнить имена таких ученых, как Г.В. Дегтев, О.Н. Кичалюк, М.Г. Кубатаев, Е.А. Лукьянова, Л.А. Окуньков и др.
Объект исследования – общественные отношения в сфере исследования конституционно-правового статуса Президента в России. Предмет исследования – место и роль Президента РФ в системе органов власти.
Методы исследования: всеобщий диалектический метод; общенаучные – анализа, синтеза, перехода от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному; частнонаучные – формально-юридический.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, две главы, заключение, в котором подводятся итоги исследования, и список использованной литературы.
1. Понятие нормативных и ненормативных актов Президента РФ
1.1. Понятие и виды актов, издаваемых Президентом РФ
Разработка теоретической модели подзаконного правотворчества традиционно базируется на уяснении правовой природы норм как результата этой деятельности, раскрытии их регулятивного потенциала. Идея подзаконного правотворчества зародилась еще в XIX в. Его институциональное оформление обычно связывают с изданием Свода законов Российской империи 1833 г., фактически объявившего закон высшей формой веления власти, что предполагало утверждение каждого принимаемого и помещаемого в Свод закона непосредственно императором и тем самым давало «возможность отделить законы от подзаконных актов»[1]. Основное назначение актов подзаконного нормотворчества сводилось к конкретизации «Высочайше изданных норм» и собственной правовой регламентации «не урегулированных монаршей властью управленческих отношений»[2]. В то же время отсутствовала формальная определенность данного типа актов. С позиции терминологии, существовавшей в рассматриваемый период, все издаваемые нормативные акты именовались законами, образуя в совокупности некую систему законодательства.
Отнесение к законодательству, в том широком его понимании, которое сложилось во времена Российской империи, наряду с законами иных нормативных правовых актов было свойственно и правотворчеству советского, а также постсоветского периодов. В разные годы под наименование «законодательство» подпадали такие виды актов, как постановления правительства, нормативные акты министерств, ведомств, государственных комитетов. Характерным для всех этих актов являлось то, что они содержали правовые предписания, равные по значимости законодательным установлениям. В целом такая практика вела к смешению собственно закона и актов, призванных развивать его положения, нарушению иерархического порядка расположения источников действующего права, их соподчиненности.
На основании действующего российского законодательства термин «закон» употребляется для обозначения законодательного акта в его узком специальном значении. Современная правовая система включает разные виды законодательных актов, основную группу из которых составляют федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ. Происходит становление закона в качестве главного регулятора, призванного с необходимой полнотой осуществлять первичное правовое регулирование наиболее значимых и устойчивых общественных отношений, к которым не применимы иные формы их нормативно-правового закрепления. Отражая закономерности развития этих отношений, закон придает регулированию ценностно-правовую направленность, создавая тем самым надежную правовую основу для конструктивных общественных преобразований.
Возрастание роли закона, увеличение объемов законодательного регулирования отнюдь не умаляют важности подзаконного правотворчества, которое сегодня получает все более широкое распространение. Характерным для данного вида правотворчества является оперативное реагирование на изменения, происходящие в жизни российского общества, расширение диапазона действия принимаемых управленческих решений, выражающееся в их способности к урегулированию весьма разнообразных по содержанию и сферам общественных отношений. В процессе подзаконного правотворчества реализуется нормотворческая компетенция соответствующего органа либо должностного лица, рамки которой служат одновременно ориентиром и ограничителем при принятии актов подзаконного характера. Исходной позицией для установления предметного содержания и формы такого акта является статус субъекта, которым издается акт, пределы его правотворческих полномочий, та роль, которую акт призван играть в реализации функций государства.
Каждый субъект самостоятелен в осуществлении своей нормотворческой компетенции, однако подзаконность их деятельности предполагает следование действующим законам в выработке собственных нормативных правовых решений. В связи с этим необходимо, чтобы принимаемый подзаконный акт не противоречил закону, находился в соответствии с ним. Несоблюдение данного условия может породить практику опережающего регулирования подзаконными актами отношений, являющихся предметом закона, и создать ситуацию, при которой подзаконный акт будет оказывать более весомое влияние на общественные процессы, чем закон. Ориентация на подзаконные нормативные акты, стремление заменить ими законодательные нормы неизбежно ведут к умалению значения законодательных норм в общем механизме правового регулирования, обесцениванию закона в качестве акта прямого действия. Снижается эффект закона в решении экономических, социальных, политических задач.