Курсовая работа|Административное право

Указы президента Российской Федерации как правовые акты управления: понятие, значение и содержание

Защита в 2019 году, оценка "хорошо"
Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Marfa

Год: 2019 | Страниц: 31

Введение

  1. Понятие нормативных и ненормативных актов Президента РФ

1.1. Понятие и виды актов, издаваемых Президентом РФ

1.2. Классификация указов Президента РФ

  1. Роль указов Президента РФ как управленческих актов

2.1. Указы Президента РФ как акты управления

2.2. Проблемы применения указов Президента РФ

Заключение

Список использованной литературы

Выбор темы работы продиктован ее актуальностью.

На современном этапе становления и развития Российской Федерации как демократического правового государства наша страна сталкивается с рядом проблем, обусловленных как внешними, так и внутренними факторами. Среди внешних факторов необходимо отметить постоянно растущую «информационную агрессию» и введение экономических санкций со стороны так называемых «стран-партнеров», прежде всего государств, входящих в Европейский союз и США. Внутренние факторы обусловлены постоянно растущим экономическим и социальным расслоением общества, бедностью, правовым нигилизмом и др.

На основе этого интенсивно меняющиеся потребности общества, а в целом складывающиеся общественные отношения в экономической, социальной, политической сферах жизни требуют от руководства нашей страны, органов государственной власти федерального и регионального уровней принимать решения, реформирующие сферы жизнедеятельности общества.

Роль Президента РФ как главы государства и единоличного органа власти, стоящего сегодня фактически над исполнительной властью, а по ряду нормативно закрепленных полномочий и над другими ветвями власти, что вытекает из норм Конституции (ст. 84 - назначение выборов Государственной Думы, ст. 109, 111 и 117, регламентирующие вопрос о назначении выборов при роспуске Государственной Думы, ст. 107 о праве отклонять принятые федеральные законы), определяется его особым статусом в системе органов государственной власти.

Важное значение для определения правовой природы статуса Президента имеет не только норма, содержащаяся в ч. 1. ст. 80 Конституции, в которой говорится, что Президент является главой государства, но и норма права, закрепленная в ст. 104 Конституции, которая гласит, что Президент определяет «основные направления внутренней и внешней политики государства». На практике это проявляется в представлении Президентом Федеральному Собранию ежегодного послания, в котором законодателям обозначаются основные стратегические задачи, и в инициировании в парламент проектов федеральных законов. Более того, Президент не только обладает правом законодательной инициативы, которая должна быть оформлена в виде готового законопроекта, его предложения рассматриваются в Государственной Думе в первую очередь.

Цель представленной работы – выявление особенностей указов Президента Российской Федерации как правовых актов управления, их содержания и значения.

Задачи курсовой работы:

- сформулировать понятие нормативных и ненормативных актов Президента РФ;

- определить понятие и виды актов, издаваемых Президентом РФ;

- провести классификацию указов Президента РФ;

- выявить роль указов Президента РФ как актов управления;

- рассмотреть проблемы применения указов Президента РФ.

Проблема исследования нормативных актов Президента неоднократно являлась объектом внимания многих ученых-правоведов. Данная проблематика нашла свое отражение в работах С.А. Авакьяна, И.Л. Волошенко, С.А. Иванова, Е.В. Колесникова, О.Н. Кичалюк, М.Г. Кубатаева, Е.А. Лукьяновой, В.О. Лучина, М.Н. Марченко, Л.А. Окунькова, М.С. Студеникиной, Ю.А. Тихомирова и др. Что касается исследования нормотворческого процесса Президента, то в его изучении приняло участие гораздо меньшее количество исследователей. Тем не менее, здесь можно вспомнить имена таких ученых, как Г.В. Дегтев, О.Н. Кичалюк, М.Г. Кубатаев, Е.А. Лукьянова, Л.А. Окуньков и др.

Объект исследования – общественные отношения  в сфере исследования конституционно-правового статуса Президента в России. Предмет исследования – место и роль Президента РФ в системе органов власти.

Методы исследования: всеобщий диалектический метод; общенаучные – анализа, синтеза, перехода от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному; частнонаучные – формально-юридический.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, две главы, заключение, в котором подводятся итоги исследования, и список использованной литературы.

 

1. Понятие нормативных и ненормативных актов Президента РФ

1.1. Понятие и виды актов, издаваемых Президентом РФ

Разработка теоретической модели подзаконного правотворчества традиционно базируется на уяснении правовой природы норм как результата этой деятельности, раскрытии их регулятивного потенциала. Идея подзаконного правотворчества зародилась еще в XIX в. Его институциональное оформление обычно связывают с изданием Свода законов Российской империи 1833 г., фактически объявившего закон высшей формой веления власти, что предполагало утверждение каждого принимаемого и помещаемого в Свод закона непосредственно императором и тем самым давало «возможность отделить законы от подзаконных актов»[1]. Основное назначение актов подзаконного нормотворчества сводилось к конкретизации «Высочайше изданных норм» и собственной правовой регламентации «не урегулированных монаршей властью управленческих отношений»[2]. В то же время отсутствовала формальная определенность данного типа актов. С позиции терминологии, существовавшей в рассматриваемый период, все издаваемые нормативные акты именовались законами, образуя в совокупности некую систему законодательства.

Отнесение к законодательству, в том широком его понимании, которое сложилось во времена Российской империи, наряду с законами иных нормативных правовых актов было свойственно и правотворчеству советского, а также постсоветского периодов. В разные годы под наименование «законодательство» подпадали такие виды актов, как постановления правительства, нормативные акты министерств, ведомств, государственных комитетов. Характерным для всех этих актов являлось то, что они содержали правовые предписания, равные по значимости законодательным установлениям. В целом такая практика вела к смешению собственно закона и актов, призванных развивать его положения, нарушению иерархического порядка расположения источников действующего права, их соподчиненности.

На основании действующего российского законодательства термин «закон» употребляется для обозначения законодательного акта в его узком специальном значении. Современная правовая система включает разные виды законодательных актов, основную группу из которых составляют федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ. Происходит становление закона в качестве главного регулятора, призванного с необходимой полнотой осуществлять первичное правовое регулирование наиболее значимых и устойчивых общественных отношений, к которым не применимы иные формы их нормативно-правового закрепления. Отражая закономерности развития этих отношений, закон придает регулированию ценностно-правовую направленность, создавая тем самым надежную правовую основу для конструктивных общественных преобразований.

Возрастание роли закона, увеличение объемов законодательного регулирования отнюдь не умаляют важности подзаконного правотворчества, которое сегодня получает все более широкое распространение. Характерным для данного вида правотворчества является оперативное реагирование на изменения, происходящие в жизни российского общества, расширение диапазона действия принимаемых управленческих решений, выражающееся в их способности к урегулированию весьма разнообразных по содержанию и сферам общественных отношений. В процессе подзаконного правотворчества реализуется нормотворческая компетенция соответствующего органа либо должностного лица, рамки которой служат одновременно ориентиром и ограничителем при принятии актов подзаконного характера. Исходной позицией для установления предметного содержания и формы такого акта является статус субъекта, которым издается акт, пределы его правотворческих полномочий, та роль, которую акт призван играть в реализации функций государства.

Каждый субъект самостоятелен в осуществлении своей нормотворческой компетенции, однако подзаконность их деятельности предполагает следование действующим законам в выработке собственных нормативных правовых решений. В связи с этим необходимо, чтобы принимаемый подзаконный акт не противоречил закону, находился в соответствии с ним. Несоблюдение данного условия может породить практику опережающего регулирования подзаконными актами отношений, являющихся предметом закона, и создать ситуацию, при которой подзаконный акт будет оказывать более весомое влияние на общественные процессы, чем закон. Ориентация на подзаконные нормативные акты, стремление заменить ими законодательные нормы неизбежно ведут к умалению значения законодательных норм в общем механизме правового регулирования, обесцениванию закона в качестве акта прямого действия. Снижается эффект закона в решении экономических, социальных, политических задач.

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 30 (часть I). Ст. 4203.
  2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ «О действенности государственной власти в России». М., 1995. С. 92-93.

Материалы судебной практики

  1. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. № 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 19. Ст. 2320.

Литература

  1. Абрамова А.И. Подзаконное правотворчество в современном понимании: реалии и перспективы // Журнал российского права. 2019. № 8. С. 38 - 43.
  2. Арзамасов Ю.Г. Теория и практика ведомственного нормотворчества в России: монография. - Специально для системы ГАРАНТ, 2016 г.
  3. Бошно С.В. Нормативные правовые акты Российской Федерации. Науч.-практ. изд. М., 2005. – 128 с.
  4. Виноградов О.В. Правовая природа Указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения // Ленинградский юридический журнал. 2011. № 2. С. 52 - 56.
  5. Волкова С.Н. История развития и формирования регламентарных правовых указов Президента Российской Федерации // Сибирский юридический вестник. 2014. № 4. С. 67 - 70.
  6. Домченко А.С. Виды нормативных и иных неиндивидуализированных правовых актов публичного управления федерального уровня // Российское право: образование, практика, наука. 2017. № 6. С. 34 - 38.
  7. Кадетова А.Д. Органы исполнительной власти Российской Федерации в системе субъектов правотворчества // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 6. С. 38 - 46.
  8. Казанцев С.М. Проверка подзаконных нормативных правовых актов Конституционным Судом Российской Федерации // Журнал конституционного правосудия. 2015. № 1. С. 3-7.
  9. Калинин А.М. Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации как Главы государства. Теоретико-правовой аспект // Закон и право. 2011. № 1. С. 21 - 24.
  10. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2016. 588 с.
  11. Конституция Российской Федерации: Доктринальный комментарий (постатейный) / М.П. Авдеенкова, А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына и др.; Рук. авт. колл. Ю.А. Дмитриев; Науч. ред. Ю.И. Скуратов. 2-е изд., изм. и доп. М., 2013. 688 с.
  12. Лучин В.О., Мазуров А.В. Указы Президента РФ. М., 2000. 303 с.
  13. Малько А.В. Льготная и поощрительная правовая политика. СПб., 2004. 233 с.
  14. Михеева И.В. Российское правотворчество: традиционные акценты истории // Журнал российского права. 2010. № 10. С. 98 - 100.
  15. Новиков А.П. Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации: административно-правое исследование: Дисс. ... к.ю.н. М., 2003. 188 с.
  16. Окуньков Л.А. Правовые акты Президента: их статус, направленность, содержание // Журнал российского права. 1997. № 2. С. 14-23.
  17. Пашенцев Д.А. Российская законотворческая традиция: онтология процесса // Журнал российского права. 2018. № 8. С. 9-12.
  18. Пресняков М.В. Акты главы государства в российском правовом пространстве: проблемы формы и содержания // Гражданин и право. 2017. № 4. С. 26 - 32.
  19. Скуратов Д.Ю. Отдельные проблемы участия Президента РФ в правотворческом процессе / Под ред. С.А. Авакьяна. М., 2007. 141 с.
  20. Теория государства и права / отв. ред. А.В. Малько. М., 2014. 524 с.
  21. Чертков А.Н., Роман М.Ю. Указы Президента России, принимаемые по вопросам законодательного регулирования: проблемы и перспективы // Законодательство и экономика. 2014. № 3. С. 5-12.
  22. Чиркин В.Е. Государственное управление. Элементарный курс. М., 2014. 380 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Административное право
2016 год 38 стр.
Курсовая Принципы деятельности полиции в РФ
Telesammit
Курсовая работа Административное право
2016 год 33 стр.
Курсовая Иммиграционный контроль
Telesammit
Курсовая работа Административное право
2016 год 30 стр.
Курсовая Административно-правовой статус сотрудника полиции
diplomstud
Курсовая работа Административное право
2015 год 35 стр.
Курсовая Контроль над соблюдением миграционного законодательства
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское