ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ
1.1 Понятие и особенности развития речи слабослышащих детей
1.2 Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих детей
1.3 Выводы к теоретическому исследованию
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Описание результатов исследования
2.3 Выводы к эмпирическому исследованию
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что речь – одна из центральных, важнейших психических функций. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребенка и на его общее развитие. Нарушение слуховой функции в раннем детстве исключает для неслышащего ребенка возможность самостоятельного развития речи. Поэтому одной из проблем сурдопедагогической теории и практики сегодня продолжает оставаться обучение слабослышащих детей речи.
Разговорная речь широко используется в общественно-трудовой жизни, в быту. Сфера ее применения непрерывно расширяется благодаря развитию таких современных средств связи, как телефон, телевидение, позволяющих передавать речевую информацию на значительные расстояния. Разговорной речи свойственны некоторые особенности, касающиеся ее лексики и грамматики. Эти особенности более всего обусловлены тем, что, диалогическая по преимуществу, разговорная речь используется в повседневной жизни.
При непосредственном контакте между говорящими, которые находятся в определенной обстановке, имеют возможность не только слышать собеседника, но также зрительно воспринимать его артикуляцию и невербальные средства (мимика лица, жесты, позы говорящего). В ходе беседы говорящий всегда имеет возможность учесть реакцию собеседника, повторить, уточнить, дополнить недостаточно ясно сказанное.
Объект исследования - развитие разговорной речи слабослышащих детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности содержания работы по развитию разговорной речи слабослышащих детей дошкольного возраста.
Цель исследования – провести теоретическое и эмпирическое исследование речевого развития слабослышащих детей на примере детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Теоретико-методическая основа исследования. Проблема развития разговорной речи особенно актуальна для сурдопедагогики (Р.М. Боскис, Л.Г. Зикеев, Т.С. Зыкова, К.Г. Коровин, Л.П. Назарова). Разговорная речь старших дошкольников с нарушениями слуха развита недостаточно, в их рассказах об увиденном и услышанном присутствуют элементы ситуативности, что делает их высказывания полностью или частично непонятными.
В научных исследованиях Р.М. Боскис, И.М. Гилевич, Т.М. Власовой, А.Г. Зикеева, К.Г. Коровина, Л.И. Тиграновой подчеркивается роль разговорной речи для гармоничного психофизического и личностного развития дошкольников с нарушенным слухом, успешного дальнейшего обучения в школе и социализации в обществе.
Однако, несмотря на достаточную степень изученности проблемы развития разговорной речи дошкольников, остается недостаточно разработанным один из аспектов этой проблемы – развитие разговорной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: МДОУ детский сад № 322 компенсирующего вида г. Казань. В исследовании принимали участие слабослышащие дети 5-6 лет в количестве 7 человек.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ
1.1 Понятие и особенности развития речи слабослышащих детей
Речь – это предмет исследования многих наук (лингвистики, педагогики, психологии, логопедии). Одним из видов речи является разговорная речь. В лингвистике разговорная речь является предметов исследования таких ученых, как Т.Г. Винокур, Б.М. Гаспаров, Е.А. Земская, О.А. Лаптева, О.Б. Сиротинина, В.В. Химик и др.
Так, Е.А. Земская определяет разговорную речь как некодифицированную, но нормированную разновидность литературного языка, «непринужденная речь носителей литературного языка» [19].
Т. Г. Винокур отмечает, что разговорная речь – это «один из двух возможных типов реального языкового проявления» [12].
О.Б. Сиротинина под разговорной речью понимает «устную литературную форму непосредственного общения» [42].
Свой особый взгляд на разговорную речь предлагает О.А. Лаптева. По ее мнению, разговорная речь – это разновидность устной литературной речи, обслуживающая повседневное обиходно-бытовое общение [25].
Если обобщить перечисленные формулировки, то можно выделить ключевые понятия, составляющие сущность разговорной речи: - спонтанность – ее отмечают все исследователи, но разными словами: «реальное», «непосредственное», «непринужденное» общение; - устность, или устная форма общения (О.Б. Сиротинина, О.А. Лаптева, Б.М. Гаспаров); - литературность, или нормативность, на которую указывают все специалисты по разговорной речи.
Потеря слуха не может служить препятствием к всестороннему развитию человека. Ребенок с нарушенным слухом обладает всеми потенциальными возможностями стать социально полноценной личностью. Необходимым условием для этого является обучение его словесной речи. В отличие от речи слышащего, речь глухого ребенка формируется в условиях специального обучения. Особенности речи неслышащих детей зависят от возраста, с которого началось обучение, характера дефекта, методов и эффективности педагогического воздействия.
По состоянию слуха различают детей слабослышащих (страдающих тугоухостью) и глухих.
Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени - от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. При тугоухости у ребёнка возникают затруднения в восприятии и самостоятельном овладении речью.
Однако остаётся возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искажённым составом слов. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми. В сурдопедагогике в нашей стране широко пользуются классификацией Л. В. Неймана (1961). В соответствии с данной классификацией устанавливаются три степени тугоухости в зависимости от средней арифметической потери слуха в области речевого диапазона.
При первой степени снижения слуха звуковой порог слышимости повышается до 50 децибел.
При средней степени снижения слуха (2 степени) порог восприятия звуковых колебаний при аудиометрии возрастает уже от 51 до 70 дБ.
При тяжелой тугоухости порог слышимости еще выше и составляет от 71 до 80 децибел.
Если данные аудиометрии говорят о повышении порога слышимости выше 80 децибел, то врачи-сурдологи диагностируют глухоту.
В медицине в настоящее время при оценке состояния слуха детей используется Международная классификация нарушений слуха. Средняя потеря слуха определяется в области частот 500, 1000, 2000 Гц.
1-я степень тугоухости - снижение слуха не превышает 40 дБ;
2-я степень тугоухости - снижение слуха от 40 до 55 дБ;
3-я степень тугоухости - снижение слуха от 55 до 70 дБ;
4-я степень тугоухости - снижение слуха от 70 до 90 дБ.
Снижение слуха более чем на 90 дБ определяется как глухота.
Время потери слуха может быть определяющим фактором в развитии речи при прочих равных условиях. Потеря слуха в том возрасте, когда речь еще не сформировалась (примерно до двух лет), приводит к полному ее отсутствию. Потеря слуха в возрасте от двух-трех до четырех-пяти лет вызывает распад речи, если не были предприняты специальные педагогические меры.
У детей старшего дошкольного возраста в случае потери слуха речь может частично сохраниться. Однако без специальной педагогической помощи она будет постепенно ухудшаться. Педагогические условия, в которых находился ребенок после потери слуха, имеют большое значение для его психического и речевого развития.
Чем раньше выявлено снижение слуха и предприняты специальные медицинские и педагогические меры для устранения последствий снижения слуха, тем успешнее будет проходить развитие ребенка, тем меньше опасность тяжелого отставания в развитии познавательной деятельности, формировании речи и общения, личностном развитии.
К условиям, определяющим успешное развитие ребенка со сниженным слухом, можно отнести раннее слухопротезирование, создание речевой среды в семье, проведение общеразвивающих занятий, организацию специальной работы по развитию слухового восприятия и речи.
Для речевого развития плохослышащего ребенка очень важен уровень психического развития, отсутствие дополнительных нарушений (задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение зрения и т. п.), которые значительно замедляют процесс формирования речи. Для речевого развития имеют значение и личностные особенности ребенка с пониженным слухом: активные, общительные дети лучше овладевают речью, чем вялые, пассивные.