Введение
Глава 1. Теоретические основы отказа от преступления как института уголовного права
1.1 История развития института добровольного отказа от преступления
1.2 Понятие и признаки добровольного отказа от преступления
Глава 2. Анализ проблем квалификации добровольного отказа от преступления
2.1 Добровольный отказ на разных стадиях преступления
2.2 Добровольный отказ от преступления при соучастии
Глава 3. Проблемы и перспективы развития института добровольного отказа от преступления
Заключение
Список литературы
Актуальность темы обусловлена тем, что уголовно-правовая наука на протяжении многих лет разрабатывала методы и способы противостояния нарушителям закона, среди которых можно отметить методику отказа от злодеяния на добровольной основе. Отказ от противоправного намерения даёт возможность виновному избежать наказания. Развиваясь в таком довольно гуманном направлении, государство побуждает своих граждан вести правильный образ жизни, не нарушая общественный порядок.
С принятием действующего Уголовного кодекса РФ институт добровольного отказа от преступления получил достаточно широкое закрепление. Тем не менее, практика применения ст. 31 УК РФ отражает, что такое правовое регулирование является несовершенным, поскольку содержит законодательные пробелы и недостаточную ясность в применяемой терминологии. Так, отсутствует единый подход в определении количества и содержания признаков добровольного отказа от преступления, не решен вопрос о его правовой природе, существуют различные мнения об установлении стадий совершения преступления, на которых возможен добровольный отказ, недостаточно разработаны положения о добровольном отказе соучастников преступления.
Все это отрицательным образом сказывается на эффективности действия института добровольного отказа от преступления и может являться основанием для злоупотреблений со стороны правоприменителей.
Цель - изучение института добровольного отказа от преступления и анализ теоретических и практических проблем, связанных с его квалификацией.
Задачи:
1) рассмотреть историю развития института добровольного отказа от преступления;
2) раскрыть понятие и признаки добровольного отказа от преступления;
3) изложить добровольный отказ на разных стадиях преступления;
4) проанализировать добровольный отказ от преступления при соучастии;
5) выявить проблемы и перспективы развития института добровольного отказа от преступления.
Объект исследования - добровольный отказ от преступления как институт российского уголовного права.
Предмет исследования - уголовно-правовые нормы, регламентирующие добровольный отказ от преступления, учебная, научная и монографическая литература, посвященная вопросам, связанным с добровольным отказом от преступления и смежным проблемам, а также правоприменительная практика
Научная разработанность проблемы. Анализом положений рассматриваемого института в системе отечественного уголовного права занимались многие ведущие советские и российские правоведы: А.Г. Антонов, Т.Н. Дронова, В.А. Елеонский, И.Э Звечаровский, В.Д. Иванов, А.В. Наумов, А.И. Орлова, К.А. Панько, Д.А. Пархоменко, В.В. Питецкий, А.И. Плотников, В.В. Сверчков, А.И. Ситникова, И.А. Тарханов, А.А. Шакирова, С.В. Шевелева и др.
Источниковая база исследования представлена учебной и научной литературой (статьи, монографии), а также диссертационными исследованиями. Определяющие значение имели работы А.И. Орловой, Т.Н. Дроновой, С.Н. Безуглова, И.А. Тарханова, А.И. Ситниковой, А.А. Шакировой.
Практическая значимость исследования. Выводы, сделанные в результате исследования, могут быть использованы при совершенствовании уголовного законодательства.
Глава 1. Теоретические основы отказа от преступления как института уголовного права
1.1 История развития института добровольного отказа от преступления
Первым кодифицированным нормативным правовым актом, закрепившим в уголовном праве положения о добровольном отказе от преступления, считается Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, утвержденное в 1845 году. Согласно ст. 119 данного Уложения «когда учинивший приготовление к преступлению или уже и покусившийся на оное остановился при том и по собственной воле не совершил преднамеренного, то он подвергается наказанию лишь в том случае, если содеянное им при сем приготовлении и покушении есть само по себе преступление, и только за сие преступление, а не за то, которое он был прежде намерен совершить».
Данная норма представляется достаточно проработанной и полной для своего времени. Законодателем был сформулирован главный признак добровольного отказа, а именно собственная воля лица. Однако, было выбрано не вполне удачное расположение данной статьи в главе 3 «Об определении наказания по преступлениям», что не соответствует сущности и правовой природе добровольного отказа.
Уголовное уложение 1903 года не закрепляло общих положений о добровольном отказе от преступления (это объясняется тем, что рассматриваемое Уложение вводилась в действие поэтапно и по многим вопросам продолжало действовать Уложение 1845 г.), однако в ст. 51 содержалось указание на добровольный отказ от преступления соучастников. Так «соучастник, отказавшийся от участия в преступном деянии и принявший своевременно все зависящие от него меры для предотвращения оного, освобождается от наказания». Несмотря на всю необходимость и прогрессивность данной нормы, она не учитывала особенностей добровольного отказа разных видов соучастников.
После революции 1917 г. уголовное законодательство Российской империи прекратило свое действие, в первых же законодательных актах советского периода вопрос о регламентации добровольного отказа от преступления не затрагивался. Соответствующая норма появилась лишь в Уголовном кодексе РСФСР 1922 года. Статья 14 закрепляла, что «покушение, не доведенное до конца по собственному побуждению покушавшегося, карается как то преступление, которое фактически им совершено».
Эта формулировка представляется во многом несовершенной. Во-первых, добровольный отказ от преступления и покушение на него не являются исключительными, так как при покушении на преступление не доводится до конца в силу обстоятельств, не зависящих от лица, а добровольный отказ доступен только при наличии возможности успешного совершения преступной деятельности. Во-вторых, акцент на верховенстве права направлен на фактическое наказание совершенных действий, которые, в свою очередь, снижает социальную и важность профилактики. В-третьих, не был решен вопрос о мотивах добровольного отказа и его характеристиках с соучастием, хотя эти проблемы были решены в дореволюционном уголовном праве.
Кроме того, в отличие от предыдущего законодательства, добровольный отказ был связан только с неиспользованной до конца попыткой, регулирование отказа при подготовке не охватывалось этой нормой. Также неясно, что именно имел в виду законодатель, используя термин «подстрекательство», и какие элементы он должен был включить.
Кроме того, законодатель полностью отказывается от учреждения добровольного отказа от преступления, устанавливая в статье 11 основные принципы уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 года, что преступление, по каким-либо причинам не совершенное, карается уголовно в зависимости от «степени опасности лица, совершившего преступление, и степени реализации преступного умысла».
Таким образом, фактически добровольный отказ был приравнен к незавершенному преступлению, хотя он мог быть учтен при выборе мер социальной защиты и служить основанием для освобождения от уголовной ответственности.
Уголовный кодекс РСФСР 1926 года не дублировал положения основных принципов и закрепил в статье 19 норму о добровольном оставлении преступления. По своему содержанию он был аналогичен статье 14 Уголовного кодекса РСФСР 1922 года и устанавливал положения, касающиеся только наказания за фактически совершенное деяние. Однако можно выделить некоторые положительные стороны новой законодательной формулировки. Во-первых, добровольный отказ больше не был связан с покушением, а признавался несовершенством преступления как такового. Во-вторых, законодатель впервые использовал само понятие «добровольный отказ», которое характеризует одну из главных особенностей этого правового института.
Институт добровольного отказа был разработан в основах уголовного законодательства СССР и союзных республик, принятых в 1958 году, и созданного на их основе Уголовного кодекса РСФСР 1960 года. Принятие этих правил имело большое значение. Во-первых, соответствующие положения о добровольном отказе были впервые разделены и изложены в отдельной статье. Во-вторых, эта статья находилась в главе 3 «о преступлении», а не в главе о наказании, как ранее. В-третьих, впервые в качестве юридического следствия добровольного отказа было установлено законом, что лицо не несет уголовной ответственности. Однако конструкция и содержание нормы оставались прежними: законодательное определение добровольного отказа не давалось, не указывалось никаких признаков, основное внимание уделялось мерам ответственности, применяемым к индивиду.