Реферат|Психология

Психологические средства восстановления работоспособности

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Kristina

Год: 2020 | Страниц: 21

Введение

  1. Понятие работоспособности и утомления при физических нагрузках
  2. Анализ психологических средств восстановления и повышения работоспособности организма человека

Заключение

Список использованных источников

Люди, занимающиеся физическими упражнениями, больше внимания уделяют средствам, повышающим физическую нагрузку. Что касается вопросов восстановления, то о них либо вовсе забывают, либо уделяют им очень мало времени.

Однако, всегда следует помнить, режим физических нагрузок и режим восстановления представляют единый тренировочный процесс. Известные физиологи Н.В. Зимкин, В.С. Фарфель, А.Н. Крестовников всегда отмечали это единство, считая работу и восстановление равными сторонами тренировочного занятия. Если нарушается это единство, то занимающиеся в дальнейшем при занятиях поджидают травмы, утомление, усталость и даже депрессии.

В процессе восстановления физической работоспособности ведущая роль принадлежит психологическим средствам. С их помощью можно снизить уровень нервно-психической напряженности и угнетенности, быстрее восстановить затраченную нервную энергию, оказать существенное влияние на ускорение процессов восстановления в органах и системах организма.

Цель работы – проанализировать психологические средства восстановления работоспособности.

Задачи:

1) раскрыть понятие работоспособности и утомления при физических нагрузках;

2) проанализировать психологические средства восстановления и повышения работоспособности организма человека.

 

  1. Понятие работоспособности и утомления при физических нагрузках

Понятие «психическая работоспособность» становится все более актуальным в связи с возросшим вниманием к психологи­ческой подготовке спортсменов.

Действительно, в настоящее время в спорте равных выигры­вают те, у кого, образно говоря, крепче нервы, кто лучше спосо­бен противостоять не только физическим, но и психоэмоциональ­ным нагрузкам.

Психологическая устойчивость до сих пор объяснялась пре­имущественно с позиции эмоционального стресса, где за ве­дущий фактор принималась способность спортсмена противостоять действию различных стрессов. Однако практика пока­зала, что вопрос значительно сложнее. Так, в частности, было совершенно неясно, почему одни и те же факторы в разных условиях имеют различную эмоциональную значимость; на­сколько индивидуальны те или иные изменения поведения и деятельности в ходе накапливающегося утомления; и, наконец, где тот предел снижения работоспособности, когда слабые зве­нья в человеческом организме становятся ярко выраженными и начинают активно влиять на эффективность деятельности спортсмена [5, с. 94].

Работоспособность – потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определённого времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов человека [11, с. 16].

Определить работоспособность человека можно по отношению к любому виду деятельности (умственной, физической), однако для различных видов деятельности у одного и того же человека работоспособность будет разной.

Недельная динамика работоспособности также имеет свои особенности: понедельник характеризуется невысокой работо­способностью; вторник и среда – дни максимальной работоспо­собности; в четверг работоспособность понижается; в пятницу становится еще ниже; в субботу ее снижение продолжается, но иногда наблюдается некоторое повышение – «конечный порыв».

Утомление – временное объективное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки на организм человека.

Сопровождается потерей интереса к работе преобладанием мотивации на прекращение деятельности, эмоциональными реакциями. Появление утомления зависит от вида нагрузки, локализации её воздействия, времени, необходимого для восстановления. Выделяют физическое и умственное, острое и хроническое, нервно-эмоциональное и другие виды утомления.

Утомление – это нор­мальная защитная реакция организма, и не следует его избе­гать. Смысл отношения к этому, состоянию заключается в том, чтобы отдалить его по времени, благодаря чему увеличить продолжительность периода оптимальной работоспособности в динамике учебного дня. Для этого при организации своего труда и образа жизни следует соблюдать принципы и условия оптимизации жизнедеятельности организма [11, с. 18].

Утомление является естественной реакцией организма на физические и умственные нагрузки.

Утомление входит как необходимый элемент в сам процесс любой деятельности. Когда утомление не выходит за определённые пределы, оно имеет положительное значение; только перейдя эти рубежи (слишком сильное утомле­ние), начнет проявляться его отрицательное влияние на орга­низм и деятельность человека.

Усталость - комплекс субъективных ощущений, сопровож­дающих развитие состояния утомления. Характеризуется чувством сла­бости, вялости, физиологического дискомфорта, нарушением протекания психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления и др.)

Опасными для здоровья являются переутомление и хроническое утомление.

Переутомление - накопление утомления по причинам нерационального режима труда и отдыха при отсутствии своевременного восстановления. Влечет за собой снижение работоспособности и продуктивности труда, появление раздражительности, головной боли, расстройство сна и т.п.

Переутомление и хроническое утомление опасны для здоровья, первое из них является состоянием, пограничным с нормой, а вто­рое, граничит с патологией. Переутомление возникает при суммировании остаточных явлений предыдущего утомления с возникающим вновь, при недостаточном отдыхе, а также при чрезмерной рабочей нагрузке в предыдущий день.

Несоответствие отдыха и рабочей нагруз­ки приводит к длительному нарушению баланса процессов цикла расходование – восстановление. Переутомление харак­теризуется тем, что с самого начала работы работоспособность снижается и падает в течение дня; появляется повышенная утомляемость. Для снятия переутомления нужен более длительный отдых.

Хроническое утомление – состояние, пограничное с заболе­ванием, возникает при систематически повторяющемся пере­утомлении. Хроническое утомление, может привести к заболеванию. Признаки хронического утом­ления достаточно явно выражены, и поэтому его диагностирование доступно любому человеку [1, с. 17].

Признаки хронического утомления: ощущение усталости до начала работы; низкая работоспособность в течение всего рабочего дня; повышенная раздражительность; исчезновение интереса к работе; ослабление интереса к окружаю­щим событиям; снижение аппетита; падение веса; нарушение сна; понижение устойчивости к различ­ным инфекциям.

Кроме этих симптомов могут наблюдаться головные боли, головокружение, тошнота, а иногда даже рвота, повышение су­хожильных рефлексов, тремор вытянутых рук, иногда и век, понижение кровяного давления, усиленная потливость, повышение возбудимости вестибулярной системы.

  1. Абдурасулов Р. А. Научно-методические основы применения аутогенных тренировок в спортивной деятельности // Известия Самарского научного центра РАН. 2009. №4-6.
  2. Агаджанян, Н.А. Ваша работоспособность сегодня / Н.А. Агаджанян, М.М. Горшков, Л.А. Котельник, и др. - М.: Советская Россия, 2019. - 935 c.
  3. Бишаева, А.А. Физическая культура: Учебник / А.А. Бишаева. - М.: Академия, 2018. - 256 c.
  4. Жилло, Ж. Психолого-педагогические средства восстановления / A. Д. Ганюшкин, В. В. Ермаков // Средства восстановления в спорте. -Смоленск: Смядынь, 1994. - С. 41-54.
  5. Ильин, Е. П. Психофизиология физического воспитания / Е.П. Ильин. - М.: Просвещение, 2016. - 224 c.
  6. Копаев, В. Здоровье и работоспособность человека / В. Копаев. - М.: Знание, 2015. - 475 c.
  7. Коломиец А.П. Применение психологических средств восстановления работоспособности в тренировке юных футболистов // Наука-2020. 2016. №2 (8).
  8. Мирзоев, О. М. Применение восстановительных средств в спорте / О. М. Мирзоев. - Москва: Физкультура и спорт, 2005. - 220 с.
  9. Мостовая Т.Н., Старовойтов Ю.Н. Психологические средства восстановления физической работоспособности спортсменов // Наука-2020. 2017. №1 (12).
  10. Мостовая Т.Н., Ильина С.А. Средства восстановления физической работоспособности // Наука-2020. 2017. №1 (12).
  11. Петрухин, В. Г. Структурные основы восстановления функций и тренированности организма / В. Г. Петрухин // Медицинские средства восстановления спортивной работоспособности. - М.: Госкомспорт СССР, 1987. - C 16-25
  12. Уляева Л.Г., Мельник Е.В. Психическая саморегуляция спортсменов как показатель самореализации личности // Ученые записки университета Лесгафта. 2017. №2 (144).
  13. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. Холодов, B. Кузнецов. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 480 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Психология
2017 год 17 стр.
Реферат на тему: «Невербальные средства общения»
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское