Введение
Глава 1. Правовые основы деятельности ОВД по формированию правомерного поведения и борьбы с правонарушениями.
1.1 Нормативно-правовое регулирование деятельности ОВД по формированию правомерного поведения
1.2 Значение и роль ОВД по формированию правомерного поведения
Глава 2. Основные направления деятельности ОВД по формированию правомерного поведения и борьбе с правонарушениями.
2.1 Основные направления деятельности ОВД по формированию правомерного поведения
2.2 Основные направления деятельности ОВД по борьбе с правонарушениями
Заключение
Список литературы
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что предупреждение преступности как наиболее эффективный метод борьбы с этим негативным социальным явлением представляет собой сложную социальную проблему, решению которой посвящали свои труды на протяжении многих веков ученые и специалисты-практики различных отраслей научного знания и социальной деятельности.
Обеспечению государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу будут также способствовать повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и спецслужб, создание единой государственной системы профилактики преступности. и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики, разработку и использование специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений».
Органы внутренних дел традиционно являются одним из ключевых субъектов предупреждения преступности в силу специфики целей и задач, которые ставит перед ними общество и государство. Главная цель их функционирования - консолидация усилий органов законодательной, исполнительной, судебной власти, общественных формирований, отдельных граждан при осуществлении комплекса мероприятий по выявлению и нейтрализации причин и условий совершения преступлений и иных правонарушений на территории Российской Федерации.
Проблемы обеспечения общественного порядка и общественной безопасности РФ органически связаны с политическими, экономическими, социальными, государственно-правовыми реформами, проблемами формирования правового государства, гражданского общества и демократии.
Во избежание дальнейшего роста напряженности в обществе и в целях повышения защищенности прав и законных интересов граждан существующая система административно-правовых мер борьбы с нарушениями общественного порядка нуждается в детальном анализе и совершенствовании.
Данной проблематике посвящены труды известных юристов А.И. Алексеева, С.С. Алексеева, А.П. Алехина, Д.Н. Бахраха, И.И. Карпеца, Д.А. Керимова, Ю.М. Козлова, В.Н Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лазарева, Г.М. Миньковского, М.С. Строговича, Н.А. Стручкова, Ю.В. Солопанова, М.С. Студеникиной, Г.А. Туманова, Л.С. Явича и других.
Объект исследования - деятельность органов внутренних дел по формированию правомерного поведения и борьбы с правонарушениями.
Предмет исследования - общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности по формированию правомерного поведения и борьбы с правонарушениями.
Цель курсовой работы – проанализировать роль ОВД в формировании правомерного поведения и борьбе с правонарушениями.
Задачи:
1) осветить вопросы нормативно-правового регулирования деятельности ОВД по формированию правомерного поведения;
2) определить значение и роль ОВД по формированию правомерного поведения;
3) рассмотреть основные направления деятельности ОВД по формированию правомерного поведения;
4) раскрыть основные направления деятельности ОВД по борьбе с правонарушениями.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Правовые основы деятельности ОВД по формированию правомерного поведения и борьбы с правонарушениями
1.1 Нормативно-правовое регулирование деятельности ОВД по формированию правомерного поведения
Органы внутренних дел в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ (в ред. от 05.04.2021 г.) «О полиции», иными федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, законами соответствующего субъекта РФ по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах его компетенции, нормативными правовыми актами МВД России.
Успешное решение задач, стоящих перед органами внутренних дел, во многом зависит от качества правового регулирования, своевременного внесения корректив в нормативные правовые акты с учетом потребностей общества и возникающих новых общественных отношений.
А.В. Мягков подчеркивает, что в ходе административной реформы, проходящей на современном этапе развития нашего государства, Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД России) достаточно продуктивно инициирует принятие базовых федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов.
Так, Федеральный закон «О полиции», Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ (в ред. от 01.10.2019) «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» и другие, пакет известных указов Президента Российской Федерации, принятые в их исполнение приказы МВД России обеспечили своеобразный прорыв в правовом обеспечении деятельности полиции.
Учтены и нормативно урегулированы многие проблемы, имевшие место в правоприменительной практике, предложения ведомственной науки. В частности, более детально и однозначно регламентированы права и обязанности сотрудников полиции, полно закреплен порядок и основания применения специальных мер принуждения, что позволяет сотрудникам полиции эффективнее выполнять возложенные на органы внутренних дел задачи.
Так, например, ст. 15 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» значительно подробнее, нежели п. 18 ч. 1 ст. 11 утратившего силу 01.03.2011 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции», регламентирует основания и порядок вхождения (проникновения) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории и, по существу, подтвердила легитимность административно-процессуальных способов обнаружения и документального закрепления признаков преступлений в жилище граждан, неприкосновенность которого гарантируется ст. 25 Конституции РФ.
По справедливому замечанию С.П. Булавина, указанный закон «...восполняет имеющиеся пробелы в правовом регулировании сферы внутренних дел, содержит более надежные гарантии прав человека и гражданина, вовлекаемого в орбиту полицейской деятельности, устанавливает более жесткие требования к работе органов охраны правопорядка. Многие идеи и положения Закона о полиции, отвечая мировым и европейским стандартам, являются прорывом в законодательном регулировании правоохранительной деятельности» .
Министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции В.А. Колокольцев неоднократно подчеркивал в своих выступлениях, что реформирование органов внутренних дел не закончено, оно будет продолжаться.
Однако следует констатировать, что в ходе первого этапа реформирования МВД России была допущена некоторая поспешность, а в отдельных случаях и непродуманность отдельных направлений правового регулирования деятельности полиции.
Так, например, с момента принятия Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» он являлся предметом правового регулирования 18 федеральных законов, которые устраняли дублирование и противоречия правовых норм, уточняли порядок их реализации, наделяли сотрудников полиции дополнительными полномочиями или освобождали от несвойственных функций.
В силу этого в ходе дальнейшего реформирования МВД при подготовке принципиальных и коренных изменений в его деятельности требуется более взвешенный подход. В то же время реальная обстановка в организации деятельности территориальных органов внутренних дел России обусловливает, необходимость более оперативной реализации предложений путем внесения поправок в федеральное и региональное законодательство, ряд постановлений Правительства и нормативных актов МВД России и принятия других организационных решений.
Прежде всего, это касается необходимости внесения изменений в нормативные документы, регламентирующие организационно-структурное построение территориальных органов внутренних дел РФ. Также возникла масса коллизий во взаимодействии с муниципальными органами власти, прокуратурой, судами и другими правоохранительными структурами. Новое руководство МВД России открыто констатирует, что многие структурно-штатные преобразования были ошибочными и не принесли ожидаемых результатов.
Также в качестве еще одной наболевшей проблеме правового регулирования органов внутренних дел, которая создает определенное напряжение как в деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России на районном уровне, так и наружных нарядов полиции, осуществляющих охрану общественного порядка В.Ф. Сухарев, отмечает: «удаления из общественных мест лиц, находящихся в тяжелой форме алкогольного или наркотического опьянения. Заниматься этими гражданами, как и в прежние годы, приходится в основном сотрудникам полиции. Однако надлежащие условия в органах внутренних дел отсутствуют, в силу чего достаточно часто с доставленными до вытрезвления гражданами возникают различные чрезвычайные происшествия».