Введение
- Понятие, компоненты и функции эмоций
- Взаимосвязь эмоций и познавательного процесса
Заключение
Список литературы
Реферат|Психология
Авторство: Kristina
Год: 2020 | Страниц: 19
Введение
Заключение
Список литературы
Эмоции - почти самое важное в человеке и присущее только ему. Это психическое состояние, связанное с нервной системой, вызванное химическими изменениями, которые по-разному связаны с мыслями, чувствами, поведенческими реакциями и степенью удовольствия или неудовольствия.
В настоящее время нет точного научного определения. Эмоции часто связаны с настроением, темпераментом, личностью, характером и мотивацией. Они придают цвет нашей жизни, описывая чувства печали, радости, одиночества, удовольствия и тому подобное.
Многое зависит от эмоционального состояния: принятие решений, реакция на действия и поведение окружающих, продуктивность и даже благополучие. Если мы перестаем контролировать свои переживания, они начинают контролировать нас, что часто приводит к менее приятным последствиям.
Цель работы – проанализировать эмоции как познавательный процесс.
Задачи:
1) дать понятие, рассмотреть компоненты и функции эмоций;
2) раскрыть взаимосвязь эмоций и познавательного процесса.
Эмоции и чувства - это процесс отражения субъективного отношения человека к предметам и явлениям окружающего мира, к другим людям и к самому себе в виде непосредственного переживания. Эмоции выражают состояние субъекта и его связь с объектом.
Эмоции - процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания (Карвасарский Б.Д.)[1].
Эмоции - неотъемлемая часть человеческого существования. Все, с чем сталкивается человек в повседневной жизни, вызывает определенное отношение. Одни предметы и явления вызывают симпатию, другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие - равнодушие. Таким образом, важнейшей характеристикой эмоций является их субъективность.
Эмоции отличаются от когнитивных психических процессов и имеют определенные отличительные особенности.
Во-первых, они характеризуются полярностью, то есть обладают положительным или отрицательным знаком: веселье - грусть, радость - печаль; счастье - горе и т.д. В сложных человеческих чувствах эти полюсы часто выступают как противоречивое единство (любовь к человеку сочетается с тоской и беспокойством за него).
Второй отличительной характеристикой эмоций является их энергетическая насыщенность. Именно в связи с эмоциями Фрейд ввел в психологию понятие энергии. Энергетика эмоций проявляется в противоположностях напряжения и разрядки. Различают эмоции:
- стенические, характеризующиеся повышением активности (восторг, гнев);
- астенические, - сопровождающиеся понижением активности (грусть, печаль)[2].
Еще одной важнейшей особенностью эмоций является их интеграция, целостность: в эмоциональном опыте участвуют все психофизиологические системы человека и его личность, они мгновенно покрывают весь организм и придают человеческим переживаниям определенную окраску.
Поэтому показателями эмоционального состояния могут служить психофизиологические изменения: изменение частоты пульса, дыхания, температуры тела, гальванической реакции и другие (например, англичане зафиксировали изменения в состоянии развития катализатора испытуемых в процессе воспоминаний о своих воздушных налетах на город Лондон).
Наконец, необходимо отметить еще одну особенность эмоций - их неотделимость от других психических процессов. Эмоции связаны с психической жизнью, они сопровождают все психические процессы. В ощущениях они выступают как эмоциональный тон ощущений (приятное - неприятное), в мышлении - как интеллектуальные чувства (вдохновение, интерес и т.п.
Любое взаимодействие между людьми всегда сопровождается эмоциональными проявлениями; мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать информацию о своем отношении к окружающим, явлениям, событиям, состоянии. Таким образом, эмоции выполняют коммуникативную функцию.
«Эмоции - сложный психический процесс, который включает в себя три основных компонента:
- Физиологический - представляет изменения физиологических систем, возникающие при эмоциях (изменение частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, сдвиги в обменных процессах, гормональные и др.).
- Психологический - собственно переживание (радость, горе, страх и др.).
- Поведенческий - экспрессия (мимика, жесты) и различные действия (бегство, борьба и пр.)»[3].
Первыми двумя компонентами эмоций являются их внутренние проявления, которые «замкнуты» внутри тела. Выход наружу и разрядка излишней эмоциональной энергии осуществляется через третий компонент - поведение.
Поскольку культурные нормы современного общества обычно требуют сдержанности в проявлении чувств, для физического и психического здоровья человека необходим задержанный разряд избыточной энергии. Оно может происходить в виде любых движений и действий, приемлемых для самого человека и для общества: игры в движения, ходьба, бег, фитнес, танцы, бытовые действия (стирка, уборка и т.д.).
В связи с этим Бойко вводит такое понятие, как Формула преобразования внешних и внутренних влияний в положительную, отрицательную или нейтральную энергию поведенческих состояний и актов. Он выделяет устойчивые индивидуальные стереотипы эмоционального поведения:
- «эйфорическая активность вовне»;
- «рефрактерная активность вовнутрь»;
- «дисфорическая активность вовне»[4].
«Эйфорическая активность вовне» характеризуется тем, что эмоциональная энергетика преобразуется в позитивные психические состояния и поступки, направленные на дело, на окружающих.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!