Реферат|Психология

Эмоции как познавательный процесс

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Kristina

Год: 2020 | Страниц: 19

Введение

  1. Понятие, компоненты и функции эмоций
  2. Взаимосвязь эмоций и познавательного процесса

Заключение

Список литературы

 Эмоции - почти самое важное в человеке и присущее только ему. Это психическое состояние, связанное с нервной системой, вызванное химическими изменениями, которые по-разному связаны с мыслями, чувствами, поведенческими реакциями и степенью удовольствия или неудовольствия.

В настоящее время нет точного научного определения. Эмоции часто связаны с настроением, темпераментом, личностью, характером и мотивацией. Они придают цвет нашей жизни, описывая чувства печали, радости, одиночества, удовольствия и тому подобное.

Многое зависит от эмоционального состояния: принятие решений, реакция на действия и поведение окружающих, продуктивность и даже благополучие. Если мы перестаем контролировать свои переживания, они начинают контролировать нас, что часто приводит к менее приятным последствиям.

Цель работы – проанализировать эмоции как познавательный процесс.

Задачи:

1) дать понятие, рассмотреть компоненты и функции эмоций;

2) раскрыть взаимосвязь эмоций и познавательного процесса.

 

  1. Понятие, компоненты и функции эмоций

Эмоции и чувства - это процесс отражения субъективного отношения человека к предметам и явлениям окружающего мира, к другим людям и к самому себе в виде непосредственного переживания. Эмоции выражают состояние субъекта и его связь с объектом.

Эмоции - процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания (Карвасарский Б.Д.)[1].

Эмоции - неотъемлемая часть человеческого существования. Все, с чем сталкивается человек в повседневной жизни, вызывает определенное отношение. Одни предметы и явления вызывают симпатию, другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие - равнодушие. Таким образом, важнейшей характеристикой эмоций является их субъективность.

Эмоции отличаются от когнитивных психических процессов и имеют определенные отличительные особенности.

Во-первых, они характеризуются полярностью, то есть обладают положительным или отрицательным знаком: веселье - грусть, радость - печаль; счастье - горе и т.д. В сложных человеческих чувствах эти полюсы часто выступают как противоречивое единство (любовь к человеку сочетается с тоской и беспокойством за него).

Второй отличительной характеристикой эмоций является их энергетическая насыщенность. Именно в связи с эмоциями Фрейд ввел в психологию понятие энергии. Энергетика эмоций проявляется в противоположностях напряжения и разрядки. Различают эмоции:

- стенические, характеризующиеся повышением активности (восторг, гнев);

- астенические, - сопровождающиеся понижением активности (грусть, печаль)[2].

Еще одной важнейшей особенностью эмоций является их интеграция, целостность: в эмоциональном опыте участвуют все психофизиологические системы человека и его личность, они мгновенно покрывают весь организм и придают человеческим переживаниям определенную окраску.

Поэтому показателями эмоционального состояния могут служить психофизиологические изменения: изменение частоты пульса, дыхания, температуры тела, гальванической реакции и другие (например, англичане зафиксировали изменения в состоянии развития катализатора испытуемых в процессе воспоминаний о своих воздушных налетах на город Лондон).

Наконец, необходимо отметить еще одну особенность эмоций - их неотделимость от других психических процессов. Эмоции связаны с психической жизнью, они сопровождают все психические процессы. В ощущениях они выступают как эмоциональный тон ощущений (приятное - неприятное), в мышлении - как интеллектуальные чувства (вдохновение, интерес и т.п.

Любое взаимодействие между людьми всегда сопровождается эмоциональными проявлениями; мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать информацию о своем отношении к окружающим, явлениям, событиям, состоянии. Таким образом, эмоции выполняют коммуникативную функцию.

«Эмоции - сложный психический процесс, который включает в себя три основных компонента:

- Физиологический - представляет изменения физиологических систем, возникающие при эмоциях (изменение частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, сдвиги в обменных процессах, гормональные и др.).

- Психологический - собственно переживание (радость, горе, страх и др.).

- Поведенческий - экспрессия (мимика, жесты) и различные действия (бегство, борьба и пр.)»[3].

Первыми двумя компонентами эмоций являются их внутренние проявления, которые «замкнуты» внутри тела. Выход наружу и разрядка излишней эмоциональной энергии осуществляется через третий компонент - поведение.

Поскольку культурные нормы современного общества обычно требуют сдержанности в проявлении чувств, для физического и психического здоровья человека необходим задержанный разряд избыточной энергии. Оно может происходить в виде любых движений и действий, приемлемых для самого человека и для общества: игры в движения, ходьба, бег, фитнес, танцы, бытовые действия (стирка, уборка и т.д.).

В связи с этим Бойко вводит такое понятие, как Формула преобразования внешних и внутренних влияний в положительную, отрицательную или нейтральную энергию поведенческих состояний и актов. Он выделяет устойчивые индивидуальные стереотипы эмоционального поведения:

- «эйфорическая активность вовне»;

-  «рефрактерная активность вовнутрь»;

-  «дисфорическая активность вовне»[4].

«Эйфорическая активность вовне» характеризуется тем, что эмоциональная энергетика преобразуется в позитивные психические состояния и поступки, направленные на дело, на окружающих.

  1. Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Психология эмоций. Тексты. – СПб: Питер, 2006. – 404с.
  2. Гершон Б.Б. Психология эмоций. – М., 2014. – 440 с.
  3. Дэвидсон Ричард, Бегли Шарон. Как эмоции управляют мозгом; Питер - Москва, 2017. - 256 c.
  4. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб: Питер, 2002. – 464 с.
  5. Ильин Е. П. Эмоции и чувства; Питер - Москва, 2011. - 784 c.
  6. Карвасарский Б. Д. Клиническая психология. 2010.
  7. Кайдаков С.В. Эмоции как фактор познания и действия: автореферат. – М., 1974. – 65 с.
  8. Маклаков А. Общая психология. - М., 2015. – 785 с.
  9. Марищук В.М. Роль эмоций в накоплении негативного опыта и формы его актуализации // Психология. – 2008. №3. С. 23–27.
  10. Мурачковский Н.В. Об особенностях некоторых мыслительных операций в условиях эмоциональной напряженности (эмоционального стресса) // Психология. – 2016 г. №4, С. 25-28.
  11. Никифоров А. С. Эмоции в нашей жизни. - Москва, 2010. - 272 c.
  12. Рейковский Я Экспериментальная психология эмоций. M., 1979. - С.179-212.
  13. Чебыкин А.Я. О специфических эмоциях, детерминирующих познавательную активность // А.Я. Чебыкин. - Психол. журн. - 1989. - № 4.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское