ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ КАК ОСНОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
1.1.Понятие и сущность административного правонарушения
1.2. Признаки административного правонарушения
ГЛАВА II. ПОНЯТИЕ СОСТАВА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ
2.1.Понятие состава административных правонарушений
2.2.Элементы состава административных правонарушений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Современный этап развития Российской Федерации характеризуется проведением системного комплекса мер организационно-правового, социально-экономического и духовно-культурного характера, связанных с построением правового государства и гражданского общества.
Данные ценности, установленные Конституцией Российской Федерации[1], определяют основные направления проводимых реформ, занимают центральное место, как в формировании государственной политики, так и в ее реализации всеми субъектами государственной власти, местного самоуправления, гражданами и их объединениями. Их выбор неслучаен, т.к. продиктован всем ходом исторического развития нашего общества. Немаловажная роль в становлении российской государственности отводится вопросам создания надлежащего правового режима, обеспечивающего возможность свободного, благополучного, безопасного существования и развития человека как высшей ценности, реализации субъективных прав и обязанностей, их защиты от противоправных посягательств.
Одним из препятствий, возникающих на пути реализации этих целей, выступает проблема борьбы с административными правонарушениями, которые, хотя и не обладают повышенной степенью общественной опасности, но с учетом своей массовости, масштабности, тесной связи с такими асоциальными явлениями как пьянство, наркомания, проституция и т.д., пограничным состоянием с преступлениями, представляют угрозу для безопасности личности, общества и государства. Решение этой проблемы требует создания соответствующего организационно-правового механизма, обеспеченного всеми необходимыми ресурсами и способного поставить заслон распространению данного вида правонарушений.
Деятельность по привлечению к юридической ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, регламентируется законодательством об административной ответственности Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, характеризуется множественностью лиц, представляющих различные ветви государственной власти.
Объект исследования – совокупность общественных отношений, связанных с сущностью административного правонарушения.
Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регламентирующее административное правонарушение.
Цель работы – охарактеризовать сущность и специфические особенности состава административного правонарушения.
Достижение указанной цели представляется возможным с помощью следующих задач: 1) изучить понятие и сущность административного правонарушения; 2) рассмотреть признаки административного правонарушения; 3) охарактеризовать понятие состава административных правонарушений; 4) проанализировать элементы состава административных правонарушений.
Структура работы состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка литературы.
ГЛАВА I. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ КАК ОСНОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
1.1.Понятие и сущность административного правонарушения
Действующие в РФ различные юридически обязательные правила имеют своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а также организаций независимо от их организационной подчиненности и формы собственности.
К ним относятся правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения и пользования различными видами транспорта, правила охраны труда и техники безопасности, правила торговли, санитарные, ветеринарные и противопожарные правила, правила охоты, рыбной ловли, правила приобретения, учета, хранения и использования охотничьего огнестрельного оружия, взрывчатых и радиоактивных веществ, правила воинского учета, пограничного режима, налоговые, таможенные правила, правила, действующие в сфере охраны здоровья населения, окружающей среды, природопользования, охраны памятников истории и культуры и т.д[2].
Соблюдение таких правил соответствует интересам граждан, общества и государства, а их нарушение противоречит им и нередко приводит к вредным и даже общественно опасным последствиям. Например, нарушение правил поведения в общественных местах мешает нормальной жизнедеятельности людей, безбилетный проезд пассажиров наносит имущественный ущерб транспортным предприятиям, нарушение правил дорожного движения ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, приводит к повреждению транспортных средств, снижает пропускную способность дорог, нарушение правил охоты и рыбной ловли наносит вред живой природе, а тем самым и обществу.
Обязательные правила адресованы широкому кругу субъектов. Одни - всем гражданам и юридическим лицам, другие - работникам тех или иных отраслей хозяйства, социально-культурной и административно-политической деятельности, третьи - должностным лицам, занимающим определенные должности в государственных, муниципальных, общественных, коммерческих организациях.
Все названные и многие другие правила устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также органами исполнительной власти, действующими в пределах своей компетенции.
Одна из существенных особенностей обязательных правил состоит в том, что они защищаются административными санкциями, а их нарушение квалифицируется в качестве административного правонарушения, являющегося основанием административной ответственности.
Главные признаки и юридическая характеристика такого рода правонарушений содержатся в Кодексе РФ об административных правонарушениях [3].
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ[4] или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Противоправное действие и противоправное бездействие являются двумя возможными вариантами противоправного деяния, т. е. противоправного поведения физического или юридического лица. Действие — это активное невыполнение обязанности, законного требования, нарушение установленного запрета. Бездействие — это пассивное невыполнение обязанности, возложенной на физическое или юридическое лицо. Например, открытие банком или иной кредитной организацией счета организации либо индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ст. 15.7 КоАП РФ) — противоправное действие должностного лица банка, иной кредитной организации. Невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций (ст. 15.2 КоАП РФ) — противоправное бездействие должностного лица.
В приведенном согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ понятии административного правонарушения не указаны объекты противоправных посягательств. Их можно определить, исходя из наименований глав раздела II КоАП РФ, согласно которому административное правонарушение посягает на общественные отношения в сферах прав граждан (гл. 5), здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и общественной нравственности (гл. 6), охраны собственности (гл. 7), порядка управления (гл. 19), общественного порядка и общественной безопасности (гл. 20), а также в других сферах. Следовательно, административные правонарушения посягают на весьма широкий круг общественных отношений.
Существенным моментом является то, что понятие административного правонарушения законодательно закреплено соответствующей административно-правовой нормой Кодекса, а следовательно, является общеобязательным правилом поведения, установленным государством и им охраняемым.